Анализ стихотворения Гумилева “Природа”



Точная дата создания произведения осталась неизвестной. “Природу” относят к 1918 г. – времени выхода сборника “Фарфоровый павильон”, в который вошло стихотворение. Эта поэтическая книга – особое явление в творчестве Гумилева: она содержит вольные переводы стихотворений китайских авторов, доступные поэту в переложении из французских источников. Языки трех стран и культур, преломленные в художественном мире лирического героя, создают оригинальную философскую картину – очередной этап в авторских поисках путей преодоления дисгармонии внешнего мира.

“Природа” – изящная стихотворная миниатюра, написанная белым стихом. Ее композиция построена на комплексе сложных метафор, компоненты которых переставлены местами. В глазах лирического субъекта озеро уподобляется полной чаше, бамбук – хижинам, вершины деревьев – “морю крыш”, острые горные пики – пагодам. В этих соответствиях первичными становятся реалии, созданные руками человека, а естественные детали пейзажа трактуются как следствие, сходное с первыми компонентами по некоторым из

признаков.

В результате достигается свежий эффект обратного движения смысла – от второстепенного значения к прямому.

Интересно, что среди необычных форм возникает и троп в традиционной интерпретации: метафора “море крыш” демонстрирует обычную композицию художественно-стилистической фигуры.

В финальном двустишии содержится философский вывод, сопровождаемый наречием “весело”. Лирического героя забавляет собственное предположение о том, что “вечная природа” может стать ученицей рода человеческого. Пейзаж с перевернутой логикой расценивается как вариант интеллектуальной игры, которая требует внимательности и спокойной сосредоточенности от наблюдателя.

Именно такие интонации возникают в зачине стихотворения, изображающем невозмутимую гладь небольшого озерца.

Лирическая ситуация произведения предполагает, что герой не мыслит себя вне природного мира, способного залечить душевные раны и принести желанное умиротворение. Подобный мотив – один из ведущих в стихотворениях “Фарфорового павильона”. Наблюдение за видами природы становится одним из излюбленных занятий для персонажей сборника: компания друзей, плывущих в лодке, занята толкованием узоров из “легких туч”, а герой-поэт влюбляется в “прекрасную богиню” – луну, и даже чувствует ее небезразличие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Природа”