Анализ стихотворения Гумилева “Ягуар”

Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных.

Начало “Ягуара” определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию “странного сна”, типичную для гумилевской лирики. В зыбкой реальности сновидения

лирическое “я” переживает несколько перевоплощений, первое из которых – образ звезды. По “недоброму жребию” герой получает новое тело, на этот раз являясь в облике большой южноамериканской кошки.

Образ ягуара антропоморфичен. Дикого зверя обуревают человеческие страсти, которые поддерживаются ощущениями физической мощи нового тела. “Сгорал”, “пламя грозного пожара” – показательно, что для изображения эмоций героя-хищника поэт применяет лексику, семантически близкую категории огня, одного из ключевых понятий в творчестве Гумилева. Существенны отличия между носителями света:

спокойное мерцание звезды трактуется как близкое божественному началу и благотворное, а огненные чувства ягуара – как губительные, сжигающие душу лирического субъекта.

Центральная и финальная части построены на колористической антитезе. Зверя окружает мрак: “пустое сумрачное поле”, “полуночная”, “темный перелесок”. Среди тусклого ночного пространства возникает новая световая доминанта – образ “Белой Невесты”, в который обратилась многоликая смерть.

Ее привлекательную фигуру определяют выразительные детали: “яркие подвески”, усиливающие игру света, грациозность и величественность, которые придают сходство с образами лани и королевы.

Явление “Белой Невесты” порождает бурю эмоций в душе героя-хищника: смущение и робость, восхищение и любование. Ласковый взгляд героини гипнотизирует хищника. Мощный и быстрый ягуар, который “окован” приказом девы-смерти, погибает, не в силах оказать сопротивление стае “яростных собак”.

Сравнение с шакалом подчеркивает бесславный и нелепый характер смерти грозного зверя.

За сценой гибели лирического “я” следует финал. “Белая Невеста”, выполнив зловещую миссию, медленно удаляется. Игра света, в которой участвуют лунные лучи, звезды и украшения героини, соотносит ее образ с верхней точкой вертикали художественного пространства. Смерть выступает исполнительницей повеления высших сил.

Композиция “Ягуара” замыкается в кольцо, невозмутимо возвращаясь к картине звездного неба, представленной в зачине.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Ягуар”