“Волшебная скрипка” анализ стихотворения Гумилева

История создания

Стихотворение “Волшебная скрипка” Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник “Жемчуга”. Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева.

Литературное направление и жанр

Отдавая дань своему учителю, Гумилев использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как аллегория поэзии – символистский образ, хотя лира, инструмент Аполлона, была бы более прямой

аллюзией.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой обращение к “милому мальчику”. Это ученик, преемник, начинающий поэт, который только просит о “счастье, отравляющем миры” (оксюморон). Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству.

Стихотворение Гумилева говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.

В стихотворении поднимается тема

поэта и поэзии. Основная мысль состоит в том, что поэт так же подчинен поэзии, как и поэзия подвластна ему. Поэт не выбирает этот путь, он следует своему призыву, даже если этот призыв губителен.

Стихотворение является пророческим по отношению к творцам 20 в., многих из них преследовали и убили “бешеные волки”.

Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством.

Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.

Четвертая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.

В последней строфе наставник – лирический герой – смиряется с участью, уготованной его ученику, и передает ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.

Тропы и образы

Все стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла, безмятежный свет очей. Метафора “эти взоры – два луча” отражает убежденность мальчика в своем пути.

Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: темный ужас, духи ада, белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.

Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.

Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).

Стихотворение Гумилева “Волшебная скрипка” вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища.

Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьез опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них.

Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушенный и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдает ему опасный предмет.

Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: “Мальчик, дальше”.

Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Все, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением.

Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилев создает квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса.

На ней нет “ни веселья, ни сокровищ”. Так ради чего же идти? Ради самого пути.

Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.

Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьет тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьется и вьется (олицетворения).

Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нем очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передается динамика.

Особенно много ее в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

“Волшебная скрипка” анализ стихотворения Гумилева