Анализ стихотворения Скрипка и немножко нервно (Маяковский В. В.)



Мягкий лиризм свойствен внутренней тональности стихотворения – “Скрипка и немножко нервно” (1914). “Скрипка…” – это словно маленький киносценарий, выстроенный по монтажному принципу. Ряд сменяющих друг друга кадров и создает динамический эффект.

Впечатление стремительности происходящего создается быстрой сменой кадров (всего их девять). “Скрипкина” история дана в форме не рассказа (описательный элемент сведен к минимуму), а показа, выражена стихом акцентным, обладающим особой свободой и подвижностью.

Как и многие другие стихотворения Маяковского, “Скрипка…” написана в “телеграфном стиле” (“Телеграммой лети, строфа!” – скажет он позже), придающем строке, произведению в целом повышенную динамику: в стихотворении 46 строк; самая длинная из них состоит из 5 слов (включая 2 служебных); в восьми строчках – по 4 слова (вместе со служебными); в двенадцати строчках – по 3 слова (включая служебные); в тринадцати строчках – по 2 слова; и в двенадцати строчках – по одному слову. Почти сплошь короткие рубленые строки стихотворения

призваны придать каждому акцентированному слову-стиху или словосочетанию особую весомость.

Динамическая поэтика Маяковского держится также (и, может быть, прежде всего) на языковой экспрессии, осуществляемой самыми разными способами и средствами. В стихотворении 111 слов. Из 88 самостоятельных слов глаголов и глагольных форм – 31.

Они-то и несут на себе основную динамическую нагрузку. Причем среди них преобладают глаголы повышенной экспрессии, такие как “издергалась”, “разревелась”, “шмыгнул”, “выплакивалась”, “вылязгивала”, “крикнул” (дважды), “бросился”, “ору”, “влип как”, “наплевать” и т. д.

В “Скрипке…” есть еще один агент повышенной экспрессии – система оппозиций и антитез. Взаимодействуя в семантико-эмоциональном пространстве, они формируют целостный облик стихотворения, в котором звукоряду, как и видеоряду, отводится особая, стилеобразующая роль. “Скрипка…” – это от начала и до конца звучащий организм. Однако, если в стихах “заумных” (у Крученых, например) звук, как заметил Г. Винокур,- “это чистая психология, обнаженная индивидуализация, ничего общего с системой языка как социальным фактом – не имеющая”, то у Маяковского “звук как поэтический материал берется в связи с его семантической окраской, с его значимостью”.

Уже первая оппозиция (скрипка – барабан) сразу же настраивает нас на контрастное слуховое восприятие. Мы слышим скрипкины упрашивания, как и барабанно-звукоподражательные “хорошо”, в которых – не только успокаивающие ноты, но и раздражение, желание избавиться от скрипкиной назойливости. При этом звуковой контраст подкреплен временным. Упрашивания предполагают длительность действия: “Скрипка издергалась, упрашивая…” (три нисходящих слога после ударения в слове “упрашивая” подчеркивают протяженность).

Реакция же барабана одномоментна. Это отмашка. Трижды повторенное “хорошо” с акцентом на последнем слоге лишь усиливает жест раздражения.

И, конечно, не случайно, что “хорошо” рифмуется с контрастным, в контексте высказывания, “ушел”.

Вторая оппозиция: скрипка – оркестр. Сталкиваются два мира. На одном полюсе – нервность, уязвимость, одиночество, любовь.

На другом – равнодушие, черствость, непонимание, грубость. Скрипка “выплакивалась” в тихом отчаянии (“без слов, без такта”). Тарелка “вылязгивала” свое звонко-бестактное недоумение. Следующий контраст: в ответ на длительно-многосложное “выплакивалась” – короткая и резко-брутальная реакция геликона:

“Дура,

Плакса,

Вытри!”

Система оппозиций и антитез действует и дальше. И так же заметно звуковое сопровождение играет роль экспрессивно-усиливающего начала. Выкрикнул свое грубое геликон. Тут же последовала ответная реакция – “встал”, “полез”, “крикнул”, “бросился” на шею скрипке лирический герой:

“Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

Я вот тоже

Ору –

А доказать ничего не умею!”

Около половины всей площади стихотворения занимают звучащие пикировки – реплика на реплику, реакция на реакцию. Вновь завязывается и длится нескончаемый диалог “поэта и толпы”. Наблюдая за удивительной сценой зарождающейся любви, “музыканты” (сборище профанов и циников) – “смеются”.

А мне – наплевать!

Я – хороший.

“Знаете что, скрипка?

Давайте –

Будем жить вместе!

А?”

Оставшееся без ответа вопросительное “А?” – знак неразрешенного диссонанса. Поэт по-прежнему один. Скрипка со своей нежностью и любовью – одна. И только воля к единению и человечности, постоянно наталкивающаяся на стену глухоты, “орет” устами поэта.

И не потому ли поэтика “Скрипки…”, как и большинства произведений Маяковского-футуриста, почти сплошь реализует себя в элементах недовоплотимости, неполноты, недостаточности: “не выдержал”, “а сам устал”, “не дослушал”, “ушел”, “чужо смотрел”, “без слов”, “без такта”, “ничего не умею” и т. п.? “Музыканты” смеются над тем, что поэт пришел к “деревянной” невесте. Поэт между тем все еще верит, что те, кто сегодня смеются над чудаками и безумцами, завтра могут быть с ними. Энергетическая поэтика действенности и поступка рождена этим стремлением: преодолев “дурную бесконечность”, ускорить приход завтрашнего дня – будущего “без болей, бед и обид”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Скрипка и немножко нервно (Маяковский В. В.)