“Мечты” анализ стихотворения Гумилева



История создания

Стихотворение “Мечты” было написано 21-летним Гумилевым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете “Русь” № 33 за 1907 г. Стихотворение вошло в сборник “Романтические цветы” (1908). С 1906 г. Гумилев учился в Сорбонне в Париже и много путешествовал по Европе. В 1907 г. Гумилев вернулся в Петербург.

Возможно, стихотворение связано с его впечатлениями на родине.

Литературное направление и жанр

Весь сборник “Романтические цветы”, который критики считали ученической книгой, был связан

с экзотикой и миром мечты, грез. Это характерно для русского символизма. Стихотворение представляет собой жанровую сценку, но в основу его положено определенное философское мировоззрение, так что стихотворение близко к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение “Мечты” состоит из 4 строф. Первая и последняя строфы описывают материальный мир – нищего и ворона на развалинах, проходящую мимо испуганную старуху. Вторая и третья строфы – это описание видения, сна ворона, рассказанного нищему им самим.

Тема стихотворения – мечты как свойство души человека. Основная

мысль: мечты призрачны, они не всегда уносят нас в царство прекрасного. Когда мечты бесплодны, они доставляют только страдания человеку, осознавшему безысходность своего положения.

Идея стихотворения, в котором внимание сосредоточено на земных, реальных событиях, близка к идеям родившегося спустя 5 лет акмеизма.

Тропы и образы

С помощью эпитетов Гумилев описывает героев своего стихотворения, достигших глубин падения. Ворон старый, а нищий оборванный. Да и само слово “нищий”, по происхождению прилагательное, связано с качеством человека, отсутствием у него материальных ценностей, имущества.

Два странных собеседника находятся на улице, у них нет крова. Они нашли себе приют “за покинутым, бедным жилищем” (эпитеты). Гумилев умышленно использует высокий стиль. Слово “жилище” может означать в контексте любую развалюху, но она уже разрушена, неизвестно, чем она было “при жизни”.

Так и забор уже перестал существовать, превратился в чернеющие остатки, за которыми он угадывается.

Цвет очень важен в этом стихотворении. В первой строфе весь мир представляется безотрадно черным: и ворон, и остатки забора, и лохмотья нищего. Фраза “о восторгах вели разговоры” близка к фразеологизму, но им не стала.

Она напоминает о фразеологизме “разговор в пользу бедных”, то есть речь идет о пустых разговорах. Восторги здесь иронически означают пустые слова, не меняющие жизнь.

Фантастический элемент разговора нищего с вороном берет свое начало от стихотворения Эдгара По “Ворон”, где вещий ворон разговаривает с лирическим героем, пророча ему всяческие несчастья. На многочисленные вопросы ворон отвечает: “Никогда”. Ворон “Гумилева более гуманный.

Он пытается ободрить нищего, рассказывая ему свои небывалые виденья (эпитет).

Развалины башни, на которых ворону приснились чудесные сны,- важный в символизме образ. Башня – это стремление вверх, духовный рост. Значит, развалины – остановка в движении, угасание, смерть.

Поведение ворона одновременно присуще и птицам этого вида, и близкому другу, пришедшему к терпящему бедствие товарищу. Он всегда в тревоге, он трепещет от волненья, спеша передать радостное известие.

Инверсии в третьей строфе акцентируют внимание читателя на эпитетах: полет воздушный и смелый, лебедь нежный и белый. Антитезы в этой строфе (принц – нищий, белый лебедь – черный ворон) составляют образный центр произведения. Ворон описывает свои видения, где мир обращен, где черное кажется белым.

Гумилев использует извечную философскую идею о том, что жизнь и сон могут быть перепутаны друг с другом, сон оказаться жизнью и наоборот. Для отвратительного нищего (эпитет) это и было бы воплощением мечты, как стало для нищего Тома Кенти из романа Марка Твена “Принц и нищий” (отсюда противопоставление нищему не богача или, например, царя, а принца).

Последняя строфа возвращает героев в реальность. Единственным мерилом истины становятся эмоции. Нищий плачет бессильно и глухо (наречные эпитеты), мечты только разбередили раны.

Чернота материального мира поглотила все. Это выражается метафорой “ночь спустилась с неба” и эпитетом “тяжелая ночь”.

Старуха, появляющаяся в последних двух строках, оказывается носителем объективной истины. Она крестится учащенно и робко (наречные эпитеты) от страха и неуверенности в уместности своего действия. Она видит нищего, говорящего с каркающим вороном. Эта жуткая ночная сцена происходит на фоне развалин и покосившегося забора.

А может быть, старуха, которая тоже услышала и поняла слова ворона, потрясена тем, что осознание разрыва мечты и реальности не обязательно воодушевляет, но может убедить человека в собственном бессилии.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рифмовка перекрестная, рифма женская.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Мечты” анализ стихотворения Гумилева