“Заблудившийся трамвай” анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике “Огненный столп”.
Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий по небу трамвай. Он вспомнил что-то важное и увидел что-то из будущего.
После этого как будто сама собой родилась первая строфа, а потом и все стихотворение поэт произнес
Поэт почти ничего не менял в стихотворении, только первоначальное имя Катенька было изменено на Машеньку.
Литературное направление и жанр
Стихотворение совершенно нетипично для акмеиста Гумилева. Исследователи находят в нем множество символов.
Космос, описанный в стихотворении, противопоставлен миру земному, живому, конкретному, враждебен ему. Так символизм противопоставляется акмеизму. По одной из версий, стихотворение как раз прослеживает путь Гумилева от символизма к акмеизму через творческие искания и
Определить жанр стихотворения тоже непросто. Некоторые литературоведы называют его откровением. Сам Гумилев считал его магическим стихотворением.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 15 строф. Первая строфа описывает героя в реальном мире. Остальные, кроме последней – путешествие лирического героя на волшебном трамвае, которое интерпретируется по-разному.
Тему и основную мысль стихотворение определить однозначно трудно. Это зависит от прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронесшееся у него перед глазами.
Основная мысль обозначена в последней строфе-выводе. Названные чувства (любовь и грусть) рождены погружением в свою жизнь, собственное творчество, прошлое. К ним примешивается комплекс вины и ответственности (“закажу панихиду”), ощущение отчаянья и безнадежности (“навеки сердце угрюмо”).
Тропы и образы
Нет ни одного стихотворения Гумилева, которое интерпретировали бы так часто и так неоднозначно.
Трамвай, который видит лирический герой – пришелец иного мира, его сопровождают свет и звуки, выраженные эпитетами: вороний грай (символ смерти), звоны лютни (символ миссии поэта), дальние громы (война).
Лирический герой непонятным образом попадает на трамвай, который несется без участия вагоновожатого и попадает в странное время и пространство, “заблудился в бездне времен”. Есть множество интерпретаций символического значения трамвая: корабль-призрак, путешествие по загробному миру (вагоновожатый – Данте, Машенька – Беатриче).
Лирический сюжет стихотворения – это сон. Лирическому герою снится его собственная жизнь и даже казнь.
Некоторые литературоведы видят в путешествии трамвая проносящуюся перед глазами героя жизнь, как часто проносится она перед глазами умирающего. Поэтому лирический герой просит остановить вагон. Но безуспешно.
При такой интерпретации поездка на трамвае – путешествие во времени. Каждый образ – определенный период жизни поэта. Нева – Петербург 1920. Нил – африканские путешествия, закончившиеся 1913.
Сена – Париж 1906-1908 гг. Дом в 3 окна – царскосельский дом, где в начале 20 в. жила Ахматова, названная в стихотворении Машенькой. То есть заблудившийся трамвай – воплощение обратно идущего времени.
Этот метод интерпретации очень уязвим, потому что из биографии Гумилева можно выбрать и другие даты, привязанные к данным местам (например, в Париже Гумилев был и в 1917-1918 гг).
Есть истолкование, при котором прослеживают обратный отсчет не биографических событий, а творческих исканий: от акмеизма к символизму через мучительные сомнения. Тогда “Индия Духа” – символистский период творчества Гумилева. Декадентское тревожное томление приводит героя в лавку зеленщика, где кочаны капусты соотносимы с человеческими головами. В этом образе связь со сказкой Гауфа “Карлик Нос”.
А более благостные образы пальм намекают на этап акмеизма. Поэт-акмеист выражает то, что Адам чувствовал в раю. Для противопоставления понадобилось и схождение в ад.
Не следует искать реальных прототипов у стихотворных образов. Возможно, Гумилев никогда не знал старика из Бейрута, но этот образ гармоничен в данном контексте, мертвое смешивается с живым. Среди прототипов Машеньки называют Ахматову, рано умершую кузину Гумилева Марию Кузьмину-Караваеву и Машу Миронову из “Капитанской дочки” Пушкина.
Антитеза Машенька – императрица отражает противостояние личного и официального. Кроме образа Машеньки, с “Капитанской дочкой” перекликаются образы императрицы, дощатого домика.
Биографический анализ позволяет назвать стихотворение пророческим. Лирический герой – это Гринев наоборот, который сам идет к императрице, а не Машенька, и именно поэтому, обвиненный в заговоре, как и Гринев, погибает.
Космос противен человеческой природе. Поэтому “сад планет” у домика Машеньки – один из символов смерти. Для вечности нет четкой границы между живыми и мертвыми.
Зато земное существование четко различает жизнь и смерть. Поэтому Машенька и лирический герой меняются местами по признаку жизни и смерти.
Образы Петербурга прослеживаются в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником. Этот размер с неравномерным чередование ударных и безударных слогов напоминает неритмичный стук трамвайных колес, когда трамвай то замедляется, то ускоряется. Рифмовка в стихотворении перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.