Анализ стихотворения Гумилева “Душа и тело”



Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического “я”. Герой “Памяти”, открывающей “Огненный столп”, начинает исследование-самоанализ личности.

Стихотворение “Душа и тело”, созданное в 1919 г., моделирует полифоническую картину внутреннего мира “угрюмого и упрямого зодчего”, последнего

из ликов “Памяти”.

Форма философского триптиха “Душа и тело” обнаруживает сходство с драматическим жанром: в основе творения – полилог трех персонажей: души, тела и “вопрошателя”. Предлагая оригинальный трехчастный вариант, поэт полемизирует с традиционной трактовкой схемы “Вечная душа – бренное тело”. Подобная композиция не нова для гумилевской поэтики: в “Разговоре”, написанном семью годами ранее анализируемого текста, была заявлена триада персонажей: души, тела и земли.

Каждый из героев наделен индивидуальными чертами, предпочтениями и устремлениями. Голос души

музыкален, подобен звуку нежных арф. Она угнетена своим положением, презирает “человечье тело” и сравнивает себя с каторжником, прикованным цепью к ядру-земному шару.

Душа защищается от несовершенного мира маской “холодного горя”, как “надежным щитом”.

“Простому” телу близки чувственные радости жизни. Разнообразие земных удовольствий дано в образах, апеллирующих ко всем шести типам чувств. Купание в море и бешеная скачка на лошади, птичьи крики и запахи луговых трав, пьянящий поцелуй – понимание красоты земного мира связывается с неумолимой перспективой конечности существования, несущей “непоправимую гибель” телу.

Последний персонаж триады – загадочный “вопрошатель”. Его образ возвышается над вечными антагонистами, и это преимущество подтверждается соответствующей лексикой: “взоры вознес”, “милостиво ответил”. Показательна и величественная реакция персонажа на “дерзостные” вопросы собеседников.

В своем ответе-отповеди “вопрошатель” объясняет причины превосходства: он приближен к божественному началу. Персонаж сравнивает себя с мировым древом из скандинавского эпоса и намекает на бесконечность собственного существования, перед которым меркнет не только короткий срок жизни смертного тела, но и время, отведенное для бессмертной души. Финальная формула окончательно утверждает господствующее положение “вопрошателя”: персонаж является выразителем вечной сущности, а душа и тело – только “слабыми отсветами” его сновидений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Гумилева “Душа и тело”