Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора

Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. В них загадки могут представлять собой след древнего синкретизма либо отражать более позднее явление фольклорного синтеза. Только специальное исследование каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения.

Собиратели отметили использование загадок в народном свадебном обряде. В обряде, записанном братьями Б. М. и Ю. М. Соколовыми в 1908 г. в Белозерском крае Новгородской губ., жених с дружками выкупает места, занятые девушками.

Выкуп произойдет только тогда, когда сваребьяны (сваръба – свадьба) отгадают загадки. При этом загадки загадывает особый загадчик, который сидит за столом с девицами рядом с невестой.

За каждую не отгаданную загадку платили деньги. Особенность загадок, записанных Соколовыми, состоит в том, что отгадывающий иногда не называет отгадку словом, а подает (выставляет) ее.

Вот несколько примеров: “”Подайте монаха в белой рубахе”. Дружка подает вина в бутылке. “Подай мне золотой костыль, штобы нашей невесте, молодой княгыне, было на што уперетсы”. Тогда дружка выставляет жениха: “Вот костыль

золотой”. “…” “Подайте мне старово, горбатово, на рожу страшново, во хмелю дурново”.

Дружка дает бутылку водки. “Давайте нашей княгыне, состройте цетырефугольнюю горницу с серебряной крышой”. Дружка подает рубль бумажкой и кладет на блюдо, &; наверх кладет серебряную монету. Если таким образом все загадки будут отгаданы, загадчик с девками выходит из-за стола и уступает место жениху с сваребьянами.

Невеста же остается сидеть. С ней рядом садится жених” .

Давно отмечена значительная и многообразная роль загадки в сказках. В некоторых сюжетах главному герою прямо или косвенно задают загадку, которую он должен отгадать (“Пойди туда, не знаю куда” – СУС 465 А; Девушка на службе у ведьмы – СУ С 428; Беззаботный (беспечальный) монастырь – СУС 922 и мн. др. ). В анекдотических сказках загадка может предстать в форме комического словотворчества.

В собрании А. Н. Афанасьева “Народные русские сказки” напечатаны три сказки, которые составитель озаглавил “Солдатская загадка” (СУС 1544А). Две из них почти целиком состоят из загадок. В тексте под № 392 к старушке зашли на отдых солдаты.

Хозяйка потчует их хлебом и квасом, хотя в печи был вареный петух – в горшке, под сковородой. Солдаты это дело смекнули… Когда старушка вышла на двор, солдаты вытащили из горшка петуха, а на его место положили ошметок – изношенный старый лапоть. Вернувшись в избу, старуха загадывает солдатам загадку.

Происходит своеобразный диалог: “…скажите-ка мне: ныне в ‘Пенском, Черепенском, под Сковородным, здравствует ли Курухан Куруханович?” – “Нет, бабушка!” – “А кто же, детоньки, вместо его?” – “Да Липан Липанович”. – “А где же Курухан Куруханович?” – “Да в Сумин город переведен, бабушка”. В загадках старухи и солдат названия предметов изменены так, что измененное слово начинается звуком или звуками отгадываемого предмета: в Пенском – в печи; Черепенском – горшке (черепок); под Сковородным – под сковородкой; Курухан – петух (кур); Липан.- лапоть из липового лыка; Сумин город – сумка. Аналогичным образом построены загадки старухи и солдат в тексте № 393.

Здесь в загадке старухи фигурируют: Курлинский-Мурлинский (журавль), Небесинск (небо), Печинск (печь), село Гор-шенское (горшок). В загадке солдат перечислены почти все эти названия и добавлены город Суминск (сумка) и село Заплечинское (плечо) .

Загадки встречаются и в песнях. Например, в песне “Донской казак в плену турецком” казак освобождается из плена, отгадав три загадки турецкого паши.

Казак просит отпустить его на волю. Отвечает ему турецкий паша: “Загадаю я тебе, донской казак, три загадочки; Отгадаешь ты мне три загадочки, Тогда-то я отпущу тебя на Тихий Дон: Чего у нас на свете без ног резво бежит? Чего у нас на свете без крыл скоро летит? Чего у нас на свете без огня жарко горит?” Отвечает ему донской казак: “Без ног у нас бежит твое судно легкое, А без крыл-то летит буйный ветер, Без огня-то печет на свете красное солнышко”

Загадки иногда переходят в пословицы, становясь и тем и другим. Например, выражение Ничего не болит, а все стонет может быть и загадкой о свинье, и пословицей о ханже, попрошайке. Пословицы также могут переходить в загадки: В городе рубят, к нам щепки летят (письма, вести); В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи (нищий).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора