Обобщение и систематизация знаний по теме “Л. И. Глибов. Загадки. Пословицы и поговорки”



Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о пословицах

И поговорках, загадки; формировать чувство гордости за сообразительность и мудрость нашего народа; добиваться осмысления значения в современном мире этих качеств; развивать внимание к лексике собственных суждений. Оборудование: Загадки, пословицы и поговорки народов мира.

Тип урока: урок-Отчет.

Для меня слово мудрости дороже золота.

Демокрит

Нет мудрее, чем народ, учителей,

У него каждое слово – это жемчужина.

М. Рыльский

Ход урока

I. Объявление

темы и цели

II. Работа над обобщением и систематизацией знаний

1. Проблемная ситуация.

Дети, как вы понимаете выражение исследователя В. П. Аникина: “Пословицы сердятся, печалятся, смеются, веселятся, плачут, вздыхают, стонут, кричат, шутят, пугают, остерегают, учат, приходят в негодование – словом, отображают столько же чувств, сколько их в народе – творца пословиц”.

2. Литературный диктант.

Устное народное творчество – это… “Фольклор” в переводе с английского означает – … Художественный устный рассказ фантастического характера – … Короткое точное выражение,

которое вмещает в себе оценку события,- …

Распространенное образное выражение, которое не выражает законченной мысли,- … Небольшое произведение, в котором в скрытой форме описывается предмет, который нужно назвать,- … Небольшое лирическое произведение, которое объединяет поэтический текст и мелодию,- …

3. Эвристическая беседа.

Что такое пословица, поговорка, загадка? Чем отличается пословица от поговорки? Расскажите, как возникли пословицы, поговорки, загадки? Чему учат нас пословицы и поговорки?

Как вы считаете, почему пословицы и поговорки называют народной мудростью? Зачем людям сегодня нужны пословицы, поговорки и загадки? Приведите примеры малых фольклорных жанров, которые употребляются в вашей семье?

Почему мы любим отгадывать загадки? Какие качества в человеке развивают загадки?

4. Игра “Эрудит” (отгадать загадки)

Вокруг уха пурга, а в усах ярмарка. (Пчела) Что идет вперед и не возвращается? (Солнце) Кто поет, свищет и плачет, а никто его не видит? (Ветер) Под землей птица логово свила и яиц нанесла. (Картофель) Красный цвет, а винный вкус, каменное сердце. Почему это так? (Вишня) Прозрачный будто стекло, а не вставишь в окно? (Лед) Зайдет в дом не – выгонишь, придет время – сам выйдет. (Луч солнца)

5. Игра “Микрофон”. Чтение пословиц наизусть цепочкой.

6. Литературное лото “Ценные жемчужины”.

Задача: Составить пословицу из отдельных частей.

Доброе дело – ……а человек имениРусское
Сокол уважает свои крылья……сам себя хвалитЯпонское
Добро – ……дороже наибольшего богатстваЯпонское
Одна мудрая книга – ……оборотная сторона злаПерсидское
Когда делаешь добро……из плохого сердца выходитШведское
Кто не хочет работать в жару – ……не оглядывайсяНорвежское
Нужно беречься того……счастье приходитЛатинское
Плохое слово……будет голодать в холод

Болгарское

В дом, где смеются……кто уже один раз солгалЯпонское

-7. Исследовательская работа: к пословицам народов мира найти соответствующие украинские.

-8. Викторина. Из какой загадки Л. Глибова взят отрывок?

1) “Постихали пения и шутки во дворе моем. Золотой тарелочки стало жаль всем”. (“Котилась тарелочка”) 2) “В макитре скакал, Недолго нажился, В дырку скатился, Круть-верть – да и пропал”. (“Химерический, маленький”) 3) “Ровная, сестра милая, нам судьба с тобой,- Обозвался братец где-то за бороной”. (“Кто сестра и брат?”) 4) “Стой мышь! Слава не лгунья,- Обозвалась джеркотуха”. (“Кто разговаривает?”)

9. Творческая задача.
Какую пословицу или поговорку вспомните, если:

1) долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро; 2) старшие советуют вам сначала все обдумать, а потом принимать решение; 3) один из ваших друзей первый справился с задачей, но выполнил ее неправильно.

10. Литературный аукцион. Учитель показывает разнообразные предметы, а ученики должны подобрать к ним пословицы.
Слова: книга, перо, хлеб, деньги.
Материал для литературного аукциона:

1) Книга: Книга учит, как на свете жить.

Не в пользу книжку читать, когда сливки лишь хапать.

2) Перо: Страшное перо не у гуся, а у дурака.

Не пером пишут, а умом.

Что написано пером не вывезешь и волом.

3) Хлеб: Голодной куме хлеб на уме.

Хлеб и вода – бедного еда.

Зима без снега – лето без хлеба.

4) Деньги: Бедная душа без гроша.

Богатому и черт деньги носит.

Хотя в голове пусто, лишь бы денег густо.

III. Конкурс юных художников

На протяжении пяти минут отобразить на рисунках одну из пословиц:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Без труда не будет и плота. Дело мастера величает.

Поспешишь – людей насмешишь.

IV. Итог урока

V. Домашняя задача

Раскрыть содержание пословицы: “Свой край – как рай, чужая страна – как гроб”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Обобщение и систематизация знаний по теме “Л. И. Глибов. Загадки. Пословицы и поговорки”