Обобщение и систематизация знаний по теме “Л. И. Глибов. Загадки. Пословицы и поговорки”
Цель: обобщить и систематизировать знания учеников о пословицах
И поговорках, загадки; формировать чувство гордости за сообразительность и мудрость нашего народа; добиваться осмысления значения в современном мире этих качеств; развивать внимание к лексике собственных суждений. Оборудование: Загадки, пословицы и поговорки народов мира.
Тип урока: урок-Отчет.
Для меня слово мудрости дороже золота.
Демокрит
Нет мудрее, чем народ, учителей,
У него каждое слово – это жемчужина.
М. Рыльский
Ход урока
I. Объявление
II. Работа над обобщением и систематизацией знаний
1. Проблемная ситуация.
Дети, как вы понимаете выражение исследователя В. П. Аникина: “Пословицы сердятся, печалятся, смеются, веселятся, плачут, вздыхают, стонут, кричат, шутят, пугают, остерегают, учат, приходят в негодование – словом, отображают столько же чувств, сколько их в народе – творца пословиц”.
2. Литературный диктант.
Устное народное творчество – это… “Фольклор” в переводе с английского означает – … Художественный устный рассказ фантастического характера – … Короткое точное выражение,
Распространенное образное выражение, которое не выражает законченной мысли,- … Небольшое произведение, в котором в скрытой форме описывается предмет, который нужно назвать,- … Небольшое лирическое произведение, которое объединяет поэтический текст и мелодию,- …
3. Эвристическая беседа.
Что такое пословица, поговорка, загадка? Чем отличается пословица от поговорки? Расскажите, как возникли пословицы, поговорки, загадки? Чему учат нас пословицы и поговорки?
Как вы считаете, почему пословицы и поговорки называют народной мудростью? Зачем людям сегодня нужны пословицы, поговорки и загадки? Приведите примеры малых фольклорных жанров, которые употребляются в вашей семье?
Почему мы любим отгадывать загадки? Какие качества в человеке развивают загадки?
4. Игра “Эрудит” (отгадать загадки)
Вокруг уха пурга, а в усах ярмарка. (Пчела) Что идет вперед и не возвращается? (Солнце) Кто поет, свищет и плачет, а никто его не видит? (Ветер) Под землей птица логово свила и яиц нанесла. (Картофель) Красный цвет, а винный вкус, каменное сердце. Почему это так? (Вишня) Прозрачный будто стекло, а не вставишь в окно? (Лед) Зайдет в дом не – выгонишь, придет время – сам выйдет. (Луч солнца)
5. Игра “Микрофон”. Чтение пословиц наизусть цепочкой.
6. Литературное лото “Ценные жемчужины”.
Задача: Составить пословицу из отдельных частей.
Доброе дело – … | …а человек имени | Русское |
Сокол уважает свои крылья… | …сам себя хвалит | Японское |
Добро – … | …дороже наибольшего богатства | Японское |
Одна мудрая книга – … | …оборотная сторона зла | Персидское |
Когда делаешь добро… | …из плохого сердца выходит | Шведское |
Кто не хочет работать в жару – … | …не оглядывайся | Норвежское |
Нужно беречься того… | …счастье приходит | Латинское |
Плохое слово… | …будет голодать в холод | Болгарское |
В дом, где смеются… | …кто уже один раз солгал | Японское |
-7. Исследовательская работа: к пословицам народов мира найти соответствующие украинские.
-8. Викторина. Из какой загадки Л. Глибова взят отрывок?
1) “Постихали пения и шутки во дворе моем. Золотой тарелочки стало жаль всем”. (“Котилась тарелочка”) 2) “В макитре скакал, Недолго нажился, В дырку скатился, Круть-верть – да и пропал”. (“Химерический, маленький”) 3) “Ровная, сестра милая, нам судьба с тобой,- Обозвался братец где-то за бороной”. (“Кто сестра и брат?”) 4) “Стой мышь! Слава не лгунья,- Обозвалась джеркотуха”. (“Кто разговаривает?”)
9. Творческая задача.
Какую пословицу или поговорку вспомните, если:
1) долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро; 2) старшие советуют вам сначала все обдумать, а потом принимать решение; 3) один из ваших друзей первый справился с задачей, но выполнил ее неправильно.
10. Литературный аукцион. Учитель показывает разнообразные предметы, а ученики должны подобрать к ним пословицы.
Слова: книга, перо, хлеб, деньги.
Материал для литературного аукциона:
1) Книга: Книга учит, как на свете жить.
Не в пользу книжку читать, когда сливки лишь хапать.
2) Перо: Страшное перо не у гуся, а у дурака.
Не пером пишут, а умом.
Что написано пером не вывезешь и волом.
3) Хлеб: Голодной куме хлеб на уме.
Хлеб и вода – бедного еда.
Зима без снега – лето без хлеба.
4) Деньги: Бедная душа без гроша.
Богатому и черт деньги носит.
Хотя в голове пусто, лишь бы денег густо.
III. Конкурс юных художников
На протяжении пяти минут отобразить на рисунках одну из пословиц:
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Без труда не будет и плота. Дело мастера величает.
Поспешишь – людей насмешишь.
IV. Итог урока
V. Домашняя задача
Раскрыть содержание пословицы: “Свой край – как рай, чужая страна – как гроб”.