Значение фольклора для писателя
Фольклор для писателя – это, прежде всего родник народного мнения о событиях давно минувших лет, инструмент дополнительного исследования народного понимания совершающейся революции. Не случайно эпиграфы, предваряющие эпопею в целом и отдельные ее части, взяты из старинных казачьих песен. Повествование – его стилистика, интонация, лексика – все подчинено задаче воссоздания народной речи: образной, сочной, напоенной ароматами степных просторов.
Возможность возрождения эпопеи в советскую эпоху воплотилась в действительность.
Отражение борьбы за упрочение Советской администрации в годы интервенции и гражданской войны, за осуществление ленинского плана построения социализма в годы социалистической индустриализации в городе и коллективизации в деревне, мобилизация сил страны на отпор врагу в годы Великой Отечественной войны соответствовали таланту М. Шолохова. С эпическим размахом писатель отобразил эти важнейшие моменты в жизни советского народа.
Первый том
Три жизненные коллизии отражены в “Поднятой целине”. Во-первых, антагонистический конфликт между силами старого мира и социалистической новью, сложный разворот классовой борьбы на Дону (крайние полюсы ее олицетворяют белогвардеец Половцев и коммунист Давыдов). Во-вторых, глубокие противоречия в сознании крестьянина-середняка, трудно рвущего живот.
Первая книга “Поднятой целины” посвящена становлению колхоза на хуторе Гремячий Лог. Писатель показывает, что происходит не только изменение уклада жизни, но и ломка психологии людей, привыкших к единоличному хозяйствованию.
Казачество неоднородно, а потому и отношение к коллективизации разное. Бедняки радуются возможности начать строить новую жизнь.
- Язык героев в произведении Шолохова После свидания с Варюхой-Горюхой узнал Семен, какова же настоящая, большая любовь. Создавая индивидуальный характер или массовые сцены, Шолохов много внимания уделяет языку героев, их манере говорить, неповторимым, порой прихотливым интонациям устной речи. В частности, художнику помогает показать эволюцию образа Давыдова и фиксация перемен в житейском опыте героя, и обогащение его лексики. В речь рабочего человека […]...
- “Поднятая целина” Шолохова М. А. – суровая летопись коллективизации “Поднятая целина” (1932-1959) – суровая летопись коллективизации – пришла к читателю с перерывом в четверть века. Первая книга была создана без дистанции времени, вслед за событиями коллективизации. Вторая доработана после событий Великой Отечественной войны, она создана параллельно с работой над романом “Они сражались за Родину” (1959) и рассказом “Судьба человека” (1960). Безусловно, в этом романе […]...
- История создания и анализ романа “Поднятая целина” Шолохова М. А Осенью 1931 года писатель в частном письме сообщал: “…пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 году и как они жили и живут в колхозах”. Этот роман был написан очень быстро. Первая книга “Поднятой целины” вышла в 1932 году, вторая была напечатана только после смерти Сталина. В […]...
- Рецензия и анализ по роману Поднятая целина (Шолохов М. А.) “Поднятая целина” вошла в историю советской литературы как одно из самых замечательных произведений, запечатлевших эпоху коллективизации, крушения старых и рождения новых форм жизни. У этой книги необычная судьба. Она создавалась, как говорил сам писатель, “по горячим следам событий”. Шолохов – непосредственный участник коллективизации. Его друзьями были партийные работники, председатели только что возникающих колхозов, казаки-колхозники… Все […]...
- Значение массовых сцен, в прозе М. Шолохова (По роману “Поднятая целина”) Михаил Шолохов властно вошел в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, еще дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Силой своего великого таланта впервые так широко и полно Шолохов открывал мир народной жизни в динамике ее революционных перемен, мир больших человеческих чувств и […]...
- Что объединяет и рознит активистов Гремячего Лoгa? (по роману М. Шолохова “Поднятая целина”) Первое появление глав “Поднятой целины” в печати относится к 1932 году. Книга была написана, как принято говорить, по горячим следам событий. Еще далеко не была окончена работа над “Тихим Доном”, а писатель уже решил обратиться к событиям, происходящим на крутых переломах в народной судьбе, рассказать миллионам читателей о Доне новом, колхозном, утвердить в литературе образы […]...
- Как в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны? (ЕГЭ по русскому) Произведение М. А. Шолохова “Судьба человека” стало философским обобщением жизни советских людей в грозные годы войны. Само название рассказа свидетельствует: речь идет не о конкретном герое, а о судьбе в широком смысле. В центре сюжета – жизненный путь одного человека, о котором он рассказывает сам. Но образ Андрея Соколова объединил всех людей, столкнувшихся с бесчеловечностью […]...
- Авторский замысел романа “Поднятая целина” В 1932 г. вышла в свет первая книга романа М. Шолохова “Поднятая целина”, где родная писателю Донщина показана уже в годы коллективизации. В наши дни, когда открываются все новые и новые трагические факты раскулачивания – подлинного геноцида среднего крестьянства – складывается резко отрицательное отношение к роману Шолохова. Шолохов понимал, что появившиеся в это время “политические […]...
- Художественная летопись коллективизации (по роману “Поднятая целина” ) В романе “Поднятая целина” Михаил Александрович Шолохов рассказывает историю коллективизации – одного из драматичнейших эпизодов русской истории. Первая книга “Поднятой целины” вышла из печати в 1932 году, она писалась под непосредственным впечатлением разворачивающихся вокруг событий. Во время Великой Отечественной войны погибли все архивы писателя, поэтому пришлось начинать работу почти заново, и вторая книга вышла лишь […]...
- История семьи Мелиховых по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.) В 1925 году Шолохов начинает “Тихий Дон”, который первоначально назывался “Донщина” и мыслился как роман о 1917 годе, о корниловском мятеже. Первые две книги романа выходят в 1928 году. В 1929-м начата была публикация третьей книги “Тихого Дона”. Полностью она вышла в 1932 году, когда уже печаталась и первая книга “Поднятой целины”. Успех у читателей, […]...
- Фольклор. Жанры фольклора Фольклор. Жанры фольклора Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора – коллективность творчества. Он возник как […]...
- Значение понятия “американских остряков” Органический сплав эмоционально-образного и логизированного начал, щедрое насыщение публицистики элементами художественной прозы – все это повергает к тому, что сам образ составляет архитектонику очерка, памфлета, статьи, выступления. Лирическая и драматическая интонации (порой ироническая, когда речь шла о гитлеровских вояках), определявшие настрой публицистики военных лет, сменяются едкой, бичующей, саркастической нотой. В период “холодной войны” острое и […]...
- Критика и анализ по роману Поднятая целина (Шолохов М. А.) Со времени создания М. Шолоховым “Поднятой целины” написано много произведений, посвященных теме коллективизации, но такой полной и рельефной картины деревенской жизни, насыщенной драматическими событиями, нет ни в одном из них. В “Поднятой целине” глубоко и правдиво отражена эпоха революционных преобразований в деревне: сложные процессы формирования новых социальных отношений, величие подвига коммунистов-вожаков, отдавших свою жизнь во […]...
- Образы русского фольклора в сказке “Конек-Горбунок” Школьное сочинение для 1 и 4 классов по мотивам сказки Ершова “Конек-Горбунок”. “Конек-Горбунок” – это оригинальное авторское произведение, а не вариация на темы народных сказок и не пересказ какого-либо фольклорного текста. Мы уже видели, как творчески самобытно раскрыл Ершов и сатиру народной сказки, и ее вольнолюбивые идеи, и волшебные мотивы, и самый популярный образ сказочного […]...
- Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века …Земля… широко раскинулась… могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Н. Кун XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Для меня вершинной книгой в русской литературе XX века стал роман “Тихий Дон”, произведение, обагренное трагедией социальной борьбы, войн и революций, сохранившее национальную […]...
- Изучение мифологии и фольклора в сельской школе “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”, – писал Пушкин в “Набросках статьи о русской литературе”. Я полностью согласна с мнением великого поэта и считаю, что изучение фольклора в школе – необычайно важная задача. Необходимо увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателей, а село – […]...
- Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора Загадки вошли в состав произведений многих жанров устного народного творчества. В них загадки могут представлять собой след древнего синкретизма либо отражать более позднее явление фольклорного синтеза. Только специальное исследование каждого факта позволит определить характер вкрапления загадки в текст произведения. Собиратели отметили использование загадок в народном свадебном обряде. В обряде, записанном братьями Б. М. и Ю. […]...
- Жанровая система фольклора Жанровая система фольклора Эпические жанры: – былина – народная эпическая песня о богатырях. Она рассказывается нараспев и строится по определенному плану (запев, зачин, основная часть, концовка); – историческая песня – эпическое произведение, которое повествует о каком-нибудь историческом событии; – сказка – прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Один из […]...
- Спор гремяченских активистов о раскулачивании (анализ девятой главы первой книги романа М. Шолохова “Поднятая целина”) Вобрав в себя многое из того драгоценного, что Шолохов достиг в “Тихом Доне”, “Поднятая целина” как бы продолжила повествование о революционной эпохе, когда сознание трудовых людей все энергичнее впитывало новое, социалистическое, когда рождалось коллективное миропонимание и с невероятными муками изживалось косное, “темное” в крестьянской психике. Шолохов не мог пройти мимо великих революционных событий, мимо движения […]...
- Определение детского фольклора Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации […]...
- Коллективизация в романе Шолохова “Поднятая целина” Коллективизация показана как принудительная: даже мягкий по характеру Разметнов уверен: “Мы им рога посвернем. Все будут в колхозе!” Или: “Вышли люди из колхоза, а им ни скота, ни инструмента не дают,- говорит Нагульнов.- Ясное дело: жить ему не при чем, деваться некуда, он опять и лезет в колхоз”. Неважно, что герою-активисту эта ситуация нравится – […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа М. Шолохова “Поднятая целина” Роман “Поднятая целина” – это произведение о становлении колхозного строя в деревне. В 1932 году Шолохов закончил первую книгу романа а в 1959-м – вторую книгу. В этой книге рассказывается о донском казачестве. Писателя интересуют истинные судьбы народных масс в революции. В “Поднятой целине” изображен важнейший момент в жизни нашей страны – коллективизация, когда донское […]...
- Шолохов – “Поднятая целина” (Дворяшин) Художественное мастерство автора “Поднятой целины” с особенной силой проявилось в рельефности человеческих характеров, изображенных в произведении (я бы сняла без ущерба смыслу). Характерно, что все значимые события изображаются Шолоховым в восприятии разных персонажей, что создает широкую полифоническую основу романа. Не случайно в “Поднятой целине” немало эпизодов, в которых герой показаны в момент полемики; в таких […]...
- Творческий путь Шолохова М. А Михаил Александрович Шолохов – крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее “Тихий Дон” – одном из вершинных явлений литературы XX в. Шолохов родился на Дону, был внебрачным сыном украинки, жены донского казака А. Д. […]...
- Мое отношение к произведениям Шолохова Передо мной статья В. Марченко “Хлеб наш насущный” (“Литературная Россия”.). Читаю: “Сталинская коллективизация… стараниями вождей революции превратила российского (и не только российского) крестьянина в батрака, отчужденного от земли, лишенного традиций, мудрого постижения селянского бытия… Ни одно общество во всей мировой истории, ни одно государство не позволяло себе роскоши так ненавидеть свое крестьянство, как наше…”. Тяжелые, […]...
- Как соотносится значение слова “судьба” (“предопределение”, “рок”) с содержанием рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”? (ЕГЭ по русскому) Через заголовок художественного произведения авторы выражают свою позицию. В нем может быть отражена суть повествования, назван ключевой герой или конкретный эпизод. Название рассказа М. А. Шолохова наводит на мысль об обобщенной судьбе человечества. Уже через много лет после войны Шолохов написал “Судьбу человека” (1957 г.), взяв за основу сюжета жизненную историю простого советского человека. Повествование […]...
- Сочинение на тему: “Время и люди.”Поднятая целина” М. Шолохова” Роман М. А. Шолохова “Поднятая целина” состоит из двух книг. Первая написана в 1932 году, а вторая – в 1959. Сюжет романа становление колхозного строя в деревне, коллективизация. Писатель изображает историю на примере своей родной Донщины. Колхоз создавали в борьбе против белогвардейцев, с трудностями в отношении раскулачиваемых, преодолевая противостояние крестьян-собственников. Смена старого строя новым была […]...
- Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник” “Очарованный странник” – одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий – поиск такого развития России, которое опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности, коренившиеся в глубинах народной жизни. Движение личности, олицетворяющей простой русский народ, воплощается в знаменательном […]...
- Проблематика романа М. А. Шолохова “Поднятая целина” О судьбе народа в годы коллективизации М. Шолохов рассказал в романе “Поднятая целина”. Сегодня известно много горького и страшного о том времени, о трагических судьбах “старательных” крестьян, которых государство уничтожало “как класс”. Тревожные ноты прозвучали в “Поднятой целине”. М. Шолохов писал свой роман по горячим следам событий, происходивших в деревне и коренным образом перевернувших ее: […]...
- Идейно-художественное своеобразие Художественные особенности по роману Поднятая целина (Шолохов М. А.) В романе “Поднятая целина” рассказывается о формировании колхозного строя на селе. Написание первой книги Шолохов закончил в 1932 году, а второй – в 1959 году. В этой книге повествуется о донском казачестве. Автора интересуют настоящие судьбы простых людей в революции. В романе описывается процесс коллективизации – это очень важный этап в истории нашей страны. Донское […]...
- Исповедь писателя в стихотворении “Журналист, читатель и писатель” В “Журналисте, читателе и писателе” исповедь писателя трагична. Писатель не видит пока выхода из трагедии и трезво оценивает реальную ситуацию. Недаром стихотворение оканчивается многоточием, а не радостным и ликующим выводом, как у Хомякова – “И песнь гремит, блестит, играет, Предчувствий радостных полна; И звонкий стих в себе вмещает Времен грядущих семена”. Подвергая сомнению поэзию мечты, […]...
- “Это книга замечательного писателя” Это книга замечательного писателя. …Первый раз я увидела ее на книжной полке. Меня очень привлек ее переплет. На обложке книги изображены люди, дерущиеся на шпагах. Достав книгу с полки, я незамедлительно начала листать ее. После просмотра эта книга заинтересовала меня еще больше, своими картинками. Начав читать роман моему восхищению не было придела, а называется она… […]...
- Что повлияло на формирование Достоевского как писателя Ф. М. Достоевский – великий русский писатель-реалист, знаток жизни, психолог, сострадающий бедным и угнетенным, гуманист, страстный обличитель лжи и лицемерия. Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался во многом непонятным и неоцененным. Во всех произведениях на первом плане у него – сама “личность”. Прототипом своих героев чаще всего служил сам писатель. Из глубины своего […]...
- Сочинение на тему: МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ Имя Шолохова сегодня воспринимается неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии, писатель мирового уровня, в лучшем своем творении “Тихий Дон”, отразившем народную жизнь на переломе двух миров, Шолохов не был последовательно объективным. Начав как реалистический писатель, не боящийся показывать глубокие жизненные противоречия, Шолохов в “Поднятой целине” оказался в плену социалистического реализма с его установкой на изображение социалистических преобразований […]...
- Творческий путь писателя Александр Иванович Куприн – выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это неземное чувство он описал во многих своих произведениях: “Гранатовый браслет”, “Суламифь”, “Олеся”. Учась в кадетском корпусе, хорошо зная военную […]...
- Принципы переработки фольклора в поэме “Кому на Руси жить хорошо” В главе VI (“Трудный год”), изображая положение солдатки, Некрасов использует похоронные причитания из сборника Барсова, таким образом меняя применение текста. Это изменение не создает, однако, неправдоподобности, так как положение солдатки было в сущности аналогично положению вдовы. У Некрасова: …Голодные Стоят сиротки-деточки Передо мной… Неласково Глядит на них семья. Они в дому шумливые, На улице драчливые, […]...
- Детский фольклор. Вспомните известные вам жанры детского фольклора. Приведите примеры 1. Вспомните известные вам жанры детского фольклора. Приведите примеры. Детский фольклор стали собирать совсем недавно. Но уже сейчас ясно, что школьники освоили множество жанров. Это и баллада, и страшные истории (“страшилки”), и семейные рассказы, и игра в страну-мечту (детские утопии), и пародии… В учебнике-хрестоматии приведены короткие шуточные произведения и небылицы. Но сами ученики чаще всего […]...
- Михаил Булгаков. Сочинение биография писателя МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891-1940). М. Булгаков – один из известнейших и популярнейший писателей. Его произведения стали достоянием мировой литературы, они переведены многими языками, о них спорят отечественные и зарубежные литераторы. За жизнь писателя знали лишь в узком круге читателей и зрителей. Проза его не печаталась с 1926 года – т. е. 15 наиболее плодотворных лет […]...
- Садко-купец, богатый гость. Какие привычные для фольклора повторения использованы в этой былине? Садко-купец, богатый гость. Какие привычные для фольклора повторения использованы в этой былине? 11. Что вызвало у вас затруднение при чтении былины? Какие слова вы не смогли “перевести” на современный русский язык? Слова, которые потребовали объяснения, даже перевода на русский язык, объяснены в сносках. Например, слово гость – купец, торгующий в заморских странах. 12. Гусельки во […]...
- Иван Нечуй-Левицкий. Жизненный путь писателя Иван Семенович Левицкий родился 25 ноября 1838 г. в городке Стеблево, ныне – Корсунь-Шевченковский район на Черкащине, в семье священника. Мальчик рос среди волшебной природы. Поэтические народные обычаи и обряды, народная песня – это та среда, которая оказала содействие формированию будущего автора “Кайдашевой семьи” – одного из любимейших художественных произведений украинцев. Воспитанием и обучением Ивана […]...