Грибоедов, Горе от ума. На чем по­строена пьеса – на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума?

Грибоедов назвал свою пьесу сначала “Горе уму”, а затем изменил название на “Горе от ума”. Какой новый смысл появился в окончательном ва­рианте по сравнению с первоначальным?

Первоначальное название комедии ут­верждало несчастливость носителя ума, умного человека. В окончательном ва­рианте указывается на причины возник­новения горя, и тем самым в названии сконцентрировалась философская направ­ленность комедии, читатель и зритель на­страивается при этом на восприятие проб­лем, которые всегда встают перед мысля­щим

человеком. Это могут быть и соци­ально-исторические проблемы сегодняш­него дня либо “вечные”, нравственные.

Тема ума лежит в основе конфликта коме­дии и проходит сквозной линией через все четыре ее действия.

Грибоедов писал Катенину: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. Как решается проблема ума в комедии? На чем по­строена пьеса – на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума?

Конфликт комедии основан на столкно­вении не ума и глупости, а разных типов ума. И Фамусов, и Хлестова, и другие персонажи комедии вовсе не глупы. Дале­ко не глуп

Молчалин, хотя таковым его считает Чацкий. Но они обладают умом практическим, житейским, изворотли­вым, т. е. закрытым.

Чацкий – человек открытого ума, нового склада ума, ищуще­го, беспокойного, творческого, лишенного какой-либо практической сметливости.

Найдите в тексте цитаты, характеризующие ге­роев пьесы.

О Фамусове: “Брюзглив, неугомонен, скор…”, “Подписано, так с плеч долой!”, “…у нас уж исстари ведется, \ Что по от­цу и сыну честь”, “Как станешь представ­лять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку” и т. д.

О Чацком: “Кто так чувствителен, и ве­сел, и остер, \ Как Александр Андреич Чацкий!”, “Он славно пишет, переводит”, “И дым отечества нам сладок и приятен”, “Чтоб истребил Господь нечистый этот дух \ Пустого, рабского, слепого подража­нья…”, “Попробуй о властях, и нивесть что наскажет. \ Чуть низко поклонись, согнись – ка кто кольцом, \ Хоть пред монаршиим лицом, \ Так назовет он подлецом!..”.

О Молчалине: “Молчалины блаженст­вуют на свете”, “Вот он на цыпочках и не­богат словами”, “Умеренность и аккурат­ность”, “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “Услужник знамени­тый… как громовой отвод”, “Молчалин! Кто другой так мирно все уладит! \ Там моську вовремя погладит, \ Тут впору кар­точку вотрет…”.

Познакомьтесь с различными оценками обра­за Чацкого. Пушкин: “Первый признак умного чело­века – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…” Гонча­ров: “Чацкий положительно умен. Речь его кипит остроумием…” Катенин: “Чацкий – главное лицо… он говорит много, бранит все и проповедует некста­ти”. Почему столь по-разному писатели и критики оценивают этот образ?

Совпадает ли ваш взгляд на Чацкого с приведенными мнениями?

Причина в сложности и многоплановос­ти комедии. Пушкину привез рукопись грибоедовской пьесы И. И. Пущин в Ми­хайловское, и это было первое знакомство с произведением, к тому времени эстети­ческие позиции обоих поэтов разошлись. Пушкин уже считал нецелесообразным открытый конфликт личности и общест­ва, но тем не менее он признавал, что “драматического писателя должно су­дить по законам, им самим над собою при­знанным.

Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова”. Впоследствии “Горе от ума” войдет в творчество Пушкина скрытыми и явными цитатами.

Упреки Чацкому в многословии и про­поведовании некстати можно объяснить теми задачами, которые ставили перед со­бой декабристы: в любой аудитории вы­сказывать свои позиции. Они отличались прямотой и резкостью суждений, безапел­ляционностью своих приговоров, не учи­тывая светских норм, называли вещи своими именами. Тем самым в образе Чацкого писатель отразил типичные чер­ты героя своего времени, передового чело­века 20-х годов XIX века.

Согласие вызывает высказывание И. А. Гончарова в статье, написанной спус­тя полвека после создания комедии, когда основное внимание было уделено эстети­ческой оценке художественного произве­дения.

Прочитайте критический этюд И. А. Гончаро­ва “Мильон терзаний”. Ответьте на вопрос: “Поче­му Чацкие живут и не переводятся в обществе”?

Состояние, обозначенное в комедии как “ум с сердцем не в ладу”, свойственно в лю­бые времена мыслящему русскому чело­веку. Неудовлетворенность и сомнения, стремление утвердить передовые взгляды, выступить против несправедливости, кос­ности общественных устоев, найти отве­ты на актуальные духовно-нравственные проблемы создают условия для развития характеров людей типа Чацкого во все времена.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Грибоедов, Горе от ума. На чем по­строена пьеса – на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума?