Блок и Ахматова как представители разных литературных течений

Александр Блок, Анна Ахматова… Оба – дети одной эпохи, оба поэты. Известны, признаны, любимы.

Но как же различны их судьбы! И как различно их творчество. И не потому, что Блок – мужчина, а Ахматова – женщина.

В женской поэзии Ахматовой много железных ноток, свойственных мужчинам, а в лирике Блока, посвященной Прекрасной Даме, столько нежности и проникновенной любви, что они могли быть вполне подсказаны некоей интуицией, сродни женской.
Различие между этими поэтами в чем-то другом, самом главном. В том, как они подходят к одному

и тому же материалу, в их взглядах на жизнь. Вспомним, ведь Ахматова и Блок принадлежали к абсолютно разным литературным течениям.
Александр Блок вошел в литературу как представитель символизма, точнее, более позднего его ответвления. Ахматова была женой Николая Гумилева, одного из основателей акмеизма. И, естественно, в своем творчестве она опиралась на идеи именно этой школы.

И все же что-то сближало их. Ведь неслучайно Ахматова напишет о своей встрече с Блоком в стихотворении “Я пришла к поэту в гости”, а тот, в свою очередь, откликнется стихотворением “Анне Ахматовой”.
Вот передо мной

два стихотворения, таких непохожих и, одновременно, притягательных поэтов. Чего больше между ними – сходства или различия? В чем заключается тайна их притяжения?
“Ночь. Улица. Фонарь. Аптека”.

Наверное, долго определять тему этого стихотворения не придется. Она проста, как все гениальное. Это тема вечности бытия.

Ничего не изменяется в мире, все остается на своих местах, и не в человеческой власти повлиять на существующий порядок вещей. Лирический герой Блока смотрит на мир из окна своего дома и видит малую его часть, но и этого оказывается достаточным, чтобы сделать подобный вывод. “Все течет, все изменяется”, – сказал когда-то мудрец. Но лирический герой убежден в обратном.

Подтверждает эту мысль кольцевая композиция: стихотворение начинается перечислением и им же завершается, только в зеркальном отражении. Время свивается в кольцо, и жизнь превращается в бег по кругу. Хотя в этой монотонности есть определенная надежда на неизменяемость мира, как залог продолжения его существования, бытия, но все же пессимизм явно преобладает.
“Двадцать первое. Ночь. Понедельник” – так начинается стихотворение Ахматовой.

Налицо явная перекличка с блоковским стихотворением – те же назывные предложения, очерчивающие картину внешнего мира. Но сходство это только кажущееся. И мета этого стихотворения несколько иная – тема любви, вернее, ее отсутствия, небытия. Любовь оказывается всего лишь выдумкой “какого-то бездельника”.

Но эту выдумку подхватил весь мир и теперь с увлечением играет с этой игрушкой. И не многим дано понять, что это – фикция, что никакой любви нет. К числу таких “избранников” принадлежит лирическая героиня, хотя ее прозрение произошло случайно.
Так что же можно найти общего в этих столь непохожих произведениях? Пожалуй, только ощущение пустоты, непрочности мира, осознание его несовершенства роднит поэтов.
Стихотворение Блока насыщено символами. Каждое слово – “ночь”, “улица”, “фонарь”, “аптека” – является своеобразным символом, исполненным особого смысла. Спускаясь по лестнице этих образов, от космического, всеобъемлющего (“ночь”) до вполне конкретного (“аптека”), Блок показывает, что все в мире – лишь отдельные, обрывочные видения, колеблющиеся в “бессмысленном и тусклом свете”.

Но, в то же время, они незыблемы, ведь все повторяется, даже спустя годы.
Лирическая героиня Ахматовой более приземленная, устремленная в настоящую жизнь. Она и мыслит иными категориями. Она – женщина, разочаровавшаяся в любви, которой кажется, что она открыла тайну: никакой любви не существует. Но ведь совсем недавно и героиня жила с этой пеленой на глазах, в счастливом неведении, как все.

Она так же ждала свидания, опасалась разлуки с любимым, пела ему “любовные песни”. Но в один момент все закончилось. Собственное прозрение вовсе не радует ее: она “с тех пор все как будто больна”. И сложное зашифрованное послание становится предельно ясным.

Любая женщина, столкнувшись с потерей самого главного – любви, будет ощущать себя подобным образом.
Вот, пожалуй, главное различие в творческих методах Блока и Ахматовой. Блок, придерживаясь концепции символизма, использует язык тайнописи. За нейтральными словами скрывается глубокий философский подтекст.

Каждый образ вырастает до размеров символа. У Ахматовой же внешне приукрашенный язык подводит к совершенно простой, логически обоснованной мысли (ведь акмеизм и стремился избавиться от этой перегруженности символикой, которая царила в литературе тех лет).
Наверное, все же было бы немного неправильно сравнивать, сопоставлять разные стихотворения разных авторов, представителей разных литературных направлений. Это все равно, что пытаться выяснить, что лучше – живопись или архитектура, скульптура или музыка. Любое произведение искусства прекрасно, если в него вложена душа его создателя.

Говорить о том, кто талантливее, кто лучше понимает действительность – Блок или Ахматова – было бы также неправильно. Они оба достойны своей славы. Просто эти поэты выражали свою точку зрения на мир, свое отношение к реальности в соответствии со своей литературной концепцией.

А это есть неотъемлемое право любого художника.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Блок и Ахматова как представители разных литературных течений