Урок геометрии в 8 классе по теме “Третий признак подобия треугольников”

Конспект урока геометрии 8 классУрок геометрии в 8 классе по теме “Третий признак подобия треугольников” Автор: Учитель математики Рубанченко Светлана Альбертовна, МБОУ “СОШ № 78” г. Барнаул, Алтайский край.

Данный урок предполагает наличие в классе интерактивной доски, но может быть проведен и без нее. Наличие презентации, сопровождающей урок, и дидактических материалов на партах учащихся позволяет значительно оптимизировать время урока. Применение различных форм и методов на уроке позволяют сделать урок интересным и разнообразным, дает прекрасный эффект при изучении такой трудной для учащихся темы, как “Подобие”

Учебный план 5 часов в неделю

УМК: геометрия 8 класс, Л. С. Атанасян и др.

Тип урока: урок комбинированного типа.

Характеристика класса, в котором был проведен урок. В классе 50% учащихся с хорошей мотивацией к обучению – 10 учеников, 6 – со средним уровнем и 4 ученика – с низкой мотивацией.

Цели урока :

– изучить 3 признак подобия треугольников, формировать у обучающихся умение различать и применять признаки подобия к решению задач различного типа;

– развивать познавательные навыки обучающихся, критическое и творческое мышление, умение рассуждать и доказывать;

– воспитание познавательного интереса к математике, настойчивости, целеустремленности в учебе, корректного отношения оппоненту.

Структуру урока и виды деятельности учителя и учащихся можно посмотреть в таблице

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Сегодня на уроке нам потребуются карандаши и линейки. Проверьте свою готовность к уроку. Откройте тетради и запишите дату сегодняшнего урока.

2. Мотивация

Мне бы хотелось в начале нашего урока привести вам изречение известного вам древнегреческого ученого Фалеса (Рис. 1 JPG):

– Что больше всего на свете? – Пространство.

– Что быстрее всего? – Мысль.

– Что мудрее всего? – Время.

– Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

Я хочу, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата. А чего мы желаем достичь на любом уроке? (Получить знания)

Перед каждым из вас лежит листок, в котором вы на каждом этапе урока пометите, достигнут желаемый результат или нет.

3. Проверка домашнего задания

А начинаем мы работу с проверки домашнего задания.

Как связано с именем Фалеса ваше домашнее задание? (Он предложил метод измерения высоты предмета с помощью подобия и измерил высоту пирамиды)

Давайте проверим, как вы применили метод Фалеса при решении домашней задачи. Я хочу напомнить вам, что это задание ГИА из модуля “Реальная математика”. (Рис. 2 JPG.) (Запись решения выполняется учеником на интерактивной доске.)

Какими знаниями вы пользовались при решении этой задачи? (1- й признак подобия треугольников, определение сходственных сторон, нахождение неизвестного члена пропорции и т. д.)

Какой еще признак подобия треугольников вы знаете? (2-ой признак подобия треугольников)

4. Постановка проблемы.

Я предлагаю вам решить еще одну задачу: докажите, что треугольники, изображенные на чертеже подобны (Рис. 3 JPG). (Мы не можем доказать, так как не дан ни один угол)

То есть нам не хватает полученных знаний. (Должен существовать еще признак подобия треугольников.) Он и является темой нашего урока (Рис. 4 JPG).

Запишите тему урока в ваших тетрадях.

5. Усвоение новых знаний

Сейчас я предлагаю вам поработать вместе со мной и доказать теорему. (Доказательство проводится с помощью презентации во фронтальном режиме совместно с учащимися в форме беседы (Рис. 5 JPG)) Мы доказали с вами еще один признак подобия треугольников. Какова же наша дальнейшая цель? (Научиться применять этот признак подобия)

6. Первичное закрепление знаний

Посмотрите внимательно, ребята, на задачу, которую я предлагала вам решить (Рис. 6 JPG).

Можем ли мы теперь доказать подобие данных треугольников? (Да, пользуясь третьим признаком.)

Давайте решим эту задачу. (Решают у доски)

VII.Закрепление знаний

Попробуйте выполнить следующее задание совместно с соседом по парте. Карточки с заданием у вас на партах (Рис. 7 JPG). Выберите из предложенных пар треугольников подобные, пользуясь третьим признаком подобия. (Учащиеся работают в парах, после чего обсуждаются результаты и проверяется правильность решения)

Валеологическая пауза. Сегодня мы больше обычного работаем с проектором, поэтому нужно дать отдохнуть глазам. Проведите глазами по знаку подобия слева направо и справа налево (Рис.

8 JPG).

Теперь закройте глаза и сделайте то же самое несколько раз с закрытыми глазами.

Откройте учебники. Прочитайте задачу № 561. Какие треугольники называются равносторонними? (Те, у которых все стороны равны). Выполним решение этой задачи с полной записью в тетради и на доске. (Учащиеся решают задачу у доски с записью в тетради)

Можем ли мы применить другой признак подобия для решения данной задачи? (Решают, опираясь на другой признак подобия)

Есть ли еще способ доказательства этого факта? (Решают третьим способом)

А задачу, которая у вас на карточке № 2, вы будете решать дома. (Рис. 9 JPG) С помощью каких признаков подобия можно ее решить? ( С помощью 2 или 3 признака, если применить теорему Пифагора)

8. Контроль сформированности умений и навыков

Ребята, я предлагаю вам решить тест на выбор верных утверждений по изученным нами темам. Он покажет, усвоили вы теоретический материал по теме или нет. Подобные задания обязательно есть в модуле “Геометрия” ГИА. (Рис. 10 JPG)

Немного времени, чтобы записать ответы в тетрадь.

Давайте проверим правильность выполнения теста. (Обсуждают каждый вопрос, почему оно истинно или ложно)

У кого все ответы правильные?

Кто допустил одну ошибку?

Остальным надо еще работать над данной темой.

9. Подведение итогов урока

А теперь ребята посмотрите на ваши листочки с результатами, которые мы желали достичь на этом уроке. (Рис. 11 JPG) Есть ли среди вас те, у кого все этапы урока прошли с положительным результатом?

Все вы возьмите карточки на следующий урок. С непонятых вами вопросов мы начнем работу завтра.

Но я могу сказать, что мне понравилась работа (перечислить учащихся, активно работавших на уроке)

10. Домашнее задание

Запишите домашнее задание. Повторить изученные теоремы о признаках подобия. Обязательно выполнить №560.

Дополнительное задание – на карточке.

Спасибо за работу. Надеюсь, что все мы достигли желаемого на этом уроке.

Анализ урока.

Данный урок проведен по одной из самых сложных тем геометрии – “Подобие треугольников”. С помощью методов проблемного обучения была достигнута основная цель учителя – научить видеть в треугольниках элементы, соответствующие различным признакам подобия. На уроке задача различения признаков подобия на практике решалась с помощью решения одной задачи разными способами.

Признаки подобия широко проверяются на ГИА – 9, что ставит перед учителем проблему особого внимания к таким заданиям. Это задачи из модулей “Реальная математика” и “Геометрия”. На моем уроке было уделено внимание двум типам таких заданий..



Урок геометрии в 8 классе по теме “Третий признак подобия треугольников”