Теория литературы: Что такое изложение?
Изложение – традиционный для школы вид письменной работы, способствующий совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного владения языком. По мнению психологов, самым эффективным является комплексное обучение, при котором умение воспринимать речь формируется в сочетании с умением строить высказывание. В этом отношении изложение является оптимальным видом работы. Обычно задачи по литературе для учеников состоят из четырех разделов: изложения для 5 класса, изложения для 6 класса, изложения
Каждый текст сопровождается методическим материалом для учителя, в котором предлагаются задания для работы с текстом.
В качестве текстов для изложений обычно использованы законченные фрагменты из научно-популярных статей и произведений классической литературы, небольшие рассказы, притчи и сказки. Отбирая их, надо учитывать доступность, тематическое разнообразие, соответствие возрастным интересам, воспитательное значение и новизну текстов. Так, в 5 классе доминируют тексты о неживых предметах и животных, в 6-м – о природе, в 7-м – о человеке, в 8- м –
Работа с такими текстами изложений обеспечивает более глубокое понимание литературного; произведения.
Количество слов в текстах изложений не играет существенной роли, поскольку гораздо важнее, чтобы текст был полным и законченным по содержанию, информативным и целостным, понятным для восприятия, написан хорошим языком. К тому же в языкознании существует такое понятие как избыточность текста. Французские ученые провели исследования и пришли к выводу, что в их языке избыточность составляет 55%. Это означает, что в любом тексте можно уменьшить количество языковых единиц на 55% и он останется адекватным исходному.
Предлагая ученикам, текст на 200 слов, мы получаем изложение в объеме 2000 слов. Поэтому составиляя пособия по изложениям надо быть сторонниками строго определенного количества слов в тексте.
- Теория литературы: что такое Постмодернизм? Возникновение и распространение постмодернизма, научные работники связывают с определенным недовольством положения, которое сложилось в культуре, искусстве, философии второй половины XX столетия. Весь культурный опыт, который был накоплен предыдущими эпохами, в том числе и модернизмом, начал переосмысливаться с целью выявления общих ценностей, которые могут оказывать содействие объединению человечества на основе разных идеологий, религий, философий. В литературоведческом […]...
- Теория литературы: Что такое новелла? Новелла – жанр по преимуществу прозаический, хотя в разные времена она включала в себя стихотворные куски. Новелла в прозе с начала XIX в. возникает повсеместно в Америке и в Европе, оказывая влияние на развивающийся роман, что особенно заметно в России. В свою очередь, роман, по М. М. Бахтину, окрашивает многие соседствующие жанры, появляются жанровые гибриды. […]...
- Теория литературы: Что такое “научная”; проза? Удивляться надо не тому, что только в последней трети XX в. в русской литературе появились художественные произведения об ученых и их работе (так называемая “научная” проза), а тому, что этого не случилось раньше и куда в больших масштабах. Объяснение, впрочем, лежит на поверхности. Все, что связано с серьезными научными исследованиями, в стране было строго засекречено. […]...
- Теория литературы: Что такое акмеизм? “О библиотеке поэта” М. Горький поставил ряд серьезных вопросов, касающихся характера буржуазной поэзии: “Почему с начала XIX века буржуазия – класс-“победитель” – выдвинула из своей среды так много поэтов-пессимистов… не создала поэзии мужественного героического характера?”. Ответ на эти вопросы не так прост. Ясно одно: победа буржуазии не привела к разрешению классовых противоречий, а, наоборот,- еще […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Что такое “Род литературы” РОД ЛИТЕРАТУРЫ – устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия. Аристотель в “Поэтике” выделил три “способа подражания”. Соответственно этому разделению говорят о трех основных родах литературы: эпосе, лирике и драме. По отношению к воспринимающему эпос есть рассказ о событиях и состояниях, драма – их показ, лирика – их переживание как […]...
- Теория литературы: Традиции русского стихотворного романа В этой публикации будет намечена магистраль романа в стихах как жанра, проходящая от “Евгения Онегина” через две главные точки: “Свежее преданье” Я. П. Полонского и “Возмездие” А. А. Блока. Разумеется, эту схему легко заполнить, достаточно назвать до Полонского “Евгения Вельского” М. Вознесенского (?), “Сашку” М. Лермонтова, “Двойную жизнь” К. Павловой, “Олимпия Радина” Ап. Григорьева и […]...
- Как писать изложение по описательному тексту Изложение по описательному тексту – более сложный вид работы. В текстах данного типа нет динамики развивающихся событий, увлекательного сюжета. Содержанием описания является картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния и т. П.) и его признаков. Обилие деталей, подробностей в тексте создает особую трудность для его восприятия и воспроизведения. Описание как тип речи может быть разных […]...
- Теория литературы: О характеристике гротеска Концепция гротеска восходит к Ренессансу, когда были открыты римские орнаменты, состоящие из причудливых комбинаций животных, растительных и человеческих черт. М. М. Бахтин связывал гротеск с карнавальной культурой и проследил эволюцию этого художественного приема от Рабле до романтизма, в котором гротеску придавалось особое значение. Если в карнавальной и возрожденческой традиции сочетание противоположностей – смерти и рождения, […]...
- Теория литературы: Роман Роман – эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается в художественном пространстве и времени. Роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные стихии, которые не исчерпывают и не поглощают друг друга, и именно в этом заключается определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной […]...
- Теория литературы: Первая половина XX столетия В конце XIX столетия стали ощутимыми тревожные симптомы мирового развития. В обществе, где, на первый взгляд, властвовал правопорядок, мораль, религия, появились вдруг деструктивные элементы, которые не постигались умом. Жестокая рыночная борьба в промышленности, истребительные империалистические войны, социальные революции и т. п. Предчувствие неминуемых исторических и социальных катаклизмов, которое продолжало пессимистические расположения духа, непринятие новой жестокой […]...
- Изложение на тему: “Что такое искусство?” по Ю. В. Бондареву Контрольный текст: Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создает свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в […]...
- Сжатое изложение по тексту А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма (Гиа по русскому) Варианты 13-15 Сжатое изложение: Доблесть – это способность добывать победу. А победа – трудное дело, требующее напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, оружием, хотя они необходимы. Победа достигается силой человеческого духа. Не каждый смелый человек обладает сильным духом, во многих есть лишь ухарство – безумная смелость, не способная помочь в победе. А […]...
- Теория литературы: Античный кинизм на примере творчества Венедикта Ерофеева Средневековое юродство, как и античный кинизм, были для своих эпох чем-то вроде постмодернизма. “Жизнь юродивого, как и жизнь киника, – это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее, перестановка его с ног на голову…” – обобщает А. М. Панченко56. Речь, собственно, идет о том, что юродивый, как и писатель-постмодернист, вступает в диалог с хаосом, […]...
- Урок литературы в 9-м классе по теме: “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”. Краткое изложение текста Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; – развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; – обучение анализу литературного произведения; – подготовить учащихся к написанию Сочинения; – воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Оборудование: – компьютер, диск со слайдами; – […]...
- Тема урока. Развитие речи. Изложение (с творческим заданием) текста повествовательного характера Цели: познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры; научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника; проверить уровень сформировано коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. Оборудование: текст изложения, иллюстрации с изображением памятника Петру І в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. […]...
- Урок литературы в 7 классе Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького “Старуха Изергиль”) Учитель русского языка и литературы: Козлова Ольга Васильевна ОГАОУ “Центр образования “Ступени” г. Биробиджан. Урок литературы в 7 классе Тема: Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького “Старуха Изергиль”) Цель урока: Помочь учащимся осмыслить понятие “подвиг”, поступки героев с точки зрения человеческой личности. Показать особенности ранней прозы Горького, отметить ее народно – поэтические […]...
- Что такое литературный процесс? (в контексте украинской литературы) Литературный процесс – это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле не только художественную литературу, а и все, связанное с ней: критику, литературоведение, философию, сопредельные искусства. Он состоит из таких факторов: творческие направления, их становление, развитие, упадок; стилевые течения, борьба между ними, временные границы; творческий задел […]...
- Варианты работы на уроках русского языка и литературы В учебнике И. Н. Сухих для 9-го класса (его фрагмент опубликован в номере) есть много свежих, интересных наблюдений и формулировок. Их можно использовать для работы на уроках русского языка или литературы. Например, так. Задание. Прочитайте текст, вставьте на место пропусков подходящие слова и словосочетания из списка после текста, при необходимости проверяя их значения по словарю. […]...
- Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе (68 часов). Краткое изложение текста Программа под редакцией B. Я. Коровиной (68 часов) Введение (1 ч.) : Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев. Мифы (2 ч.) Мифы Древних славян: Народный миф o солнце. Вечная борьба между светлыми и темными богами за власть над миром. Представления древних славян o силах природы (силы природы в виде живых существ). Теория. Миф (развитие […]...
- Образцы научных текстов Научный текст в сравнении с другими имеет несколько специфических особенностей. Он имеет рациональный характер, максимально логичный способ изложения. Главной особенностью является использование понятийно-категориального аппарата науки. В отличие от художественного текста, научный обращается не к чувствам читателя, а к рациональному в человеке. Первейшая задача, которая ставится в научном тексте – обосновать и аргументировать точку зрения автора, […]...
- Изучение литературы в 9-м классе Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Углубляются связи между восприятием произведения, его интерпретацией, […]...
- Определение. Что такое Гласный безударный Гласный безударный (редуцированный) – гласный, произносимый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безударном положении гласные характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные, которые произносятся с редукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без ударения является слабой, так как в этом […]...
- Явление Интернет-литературы: литература в интернете Девяностые года прошлого столетия принесли с собой очередную технологическую революцию: сотовую телефонию и интернет. Виртуальные пространства последнего, как выяснилось, имеют мощный потенциал к предоставлению нужной информации и теперь выступают как новый особый жанр или, лучше, вид или измерение литературы. Рядом с интеллектуальной литературой и массовым чтивом интернет имеет свои особенности. Интернет – это отдельные программы-тексты […]...
- А. М. Шуралев. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы В современной России множество школ, состав учащихся в которых национально неоднороден, так что выход книги А. М. Шуралева представляется вполне актуальным. А. М. Шуралев. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 5-9 классы: Пособие для учителей. СПб.: Филиал изд-ва “Просвещение”, 2009. 192 с. Во “Введении” автор методически обосновывает свой подход к преподаванию в полиэтнических классах, […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- Краткое изложение былины из дренерусской литературы “Задонщина” 8 сентября 1380 года объединенное русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича разбило на поле Куликовом монголо-татарские полчища Мамая. “Задонщина” создана в конце XIV или в начале XVI века брянским боярином Софонием, ставшим позднее священником в Рязани. Автор использовал здесь летописную повесть, устные народные предания о Куликовской битве и “Слово о полку Игореве”. Произведение […]...
- Теория “трех штилей” Ломоносова К созданию теории “трех штилей” Ломоносов пришел от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык. До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно – славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер. – “Прочтоша, написаша”, “Беззаконновахом, неправдовахом”. Вместо “еще, […]...
- Теория и практика стихосложения Изучение лирики на начальной ступени литературного образования – дело нелегкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности. Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся […]...
- Что такое “базаровщина”. Краткое изложение текста “Он в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество”, – так писал об И. С. Тургеневе Н. А. Добролюбов, характеризуя необыкновенную способность писателя откликаться на “злобу дня”. Именно Тургеневу, стороннику реформистского преобразования России, удалось первым в нашей литературе изобразить революционера-демократа. Необыкновенно значимо само название романа “Отцы […]...
- Определение. Что такое Собирательные имена Собирательные имена – это существительные, которые обозначают совокупности однородных предметов как неделимое целое. Есть собирательные существительные, которые выражают данное значение только лексически (мебель, посуда, молодежь), но большинство слов, относящихся к данному разряду, имеет специальные грамматические показатели собирательности – словообразовательные суффиксы типа – ств-\еств – (садоводство, студенчество), – в – (братва), -[j]- (тряпье), – ур – […]...
- Изложение текста повествовательного характера (с творческим заданием) на морально-этическую тему Цели: развивать умение самостоятельно составлять высказывание; работать над подбором языковых средств в соответствии с основной мыслью и стилем излагаемого текста; углублять творческое начало в работе над изложением. Оборудование: текст изложения. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока І. организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа – Назовите нравственные понятия, на которые необходимо […]...
- Теория жанров в искусстве классицизма Большое внимание уделяли классицисты теории жанров. Не все жанры, складывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неизвестный литературе прежних времен принцип иерархии (т. е. соподчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот принцип хорошо согласовывался с идеологией абсолютизма, уподоблявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с философией рационализма, требовавшей ясности, […]...
- Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ – начале ХХІ века …Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь – всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную. Дмитрий Затонский Для развития мирового литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века характерно сосуществование и взаимодействие разных стилей, направлений и течений. Как отмечают современные литературоведы, в стремительное и нестабильное время рубежа веков продолжают развиваться художественные произведения с реалистической доминантой. […]...
- Эстетическая теория автора “Ругон-Маккаров” Творчество Золя необычайно разнообразно по поднятым им темам и жанрам, в которых он работал. Но его мысль неизменно развивалась в одном направлении. Юный “гурон из Экса”, наивный и пылкий выученик Мишле и автор “Четвероевангелия”, проповедующий утопический социализм, связаны единой страстно гражданственной общественно-эстетической мыслью. Это придает особое величие облику Золя – непоколебимого демократа-гуманиста, носителя правды в […]...
- Краткая характеристика Литературы XIX века На протяжении тысячелетий формировалась система литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров (роман, рассказ, комедия и т. д.), изобразительных средств языка (метафора, эпитет и др.). Развитие литературы – это особый процесс. Литература нового времени опирается на достижения литературы прежних веков. Так, древнейшие произведения писались только в стихах, и лишь в XVIII-XIX веках проза и поэзия стали […]...
- Роды литературы: Эпос, Драма, Лирика. Определение Все произведения объединяются в несколько больших групп по сходству основных признаков. Такие большие группы называются литературными родами. Существуют три основных литературных рода: эпос, лирика и драма. Эпос представляет собой повествование об объективном, внешнем мире, он рассказывает о тех или иных событиях, происшедших в жизни людей, а также о самих людях, чьи характеры воплощены в художественных образах. […]...
- Теория “трех штилей” и реформа русского языка М. В. Ломоносова Выдающийся русский ученый, просветитель, поэт Михаил Васильевич Ломоносов оставил глубокий след во многих областях науки, в том числе и в языкознании. Он является одним из основоположников науки о русском языке. Им написана первая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами литературного языка, созданы работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, собраны обширные материалы по русской диалектологии […]...
- Определение. Что такое Речь Речь – процесс говорения, протекающий во времени, осуществляемый в звуковой или письменной форме. Речь обычно характеризуют, противопоставляя ее языку (как частное – общему). Речь понимается как материальное воплощение, употребление языковой системы в процессе коммуникации. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактному и воспроизводимому языку. Речь субъективна, поскольку является видом свободной творческой деятельности индивида. Таким образом, […]...
- Определение. Что такое Орфография Орфография (греч. orthographia, от orthos правильный и grapho пишу) – раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешенных графикой. Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме. В современной русской орфографии используется несколько принципов: морфологический, фонетический и традиционный. Другие разделы орфографии […]...