Варианты работы на уроках русского языка и литературы



В учебнике И. Н. Сухих для 9-го класса (его фрагмент опубликован в номере) есть много свежих, интересных наблюдений и формулировок. Их можно использовать для работы на уроках русского языка или литературы. Например, так.

Задание. Прочитайте текст, вставьте на место пропусков подходящие слова и словосочетания из списка после текста, при необходимости проверяя их значения по словарю. Свой выбор объясните письменно.

На каком приеме построен этот фрагмент?

I вариант (“строительный”)

” Евгений Онегин” – большое ________,

долго строившийся пушкинский ________, в котором есть _______ глав, ________ пропущенных строф, _______ многочисленных эпиграфов, _______ примечаний, _________ “Отрывков из путешествия Онегина”, наконец, _________ с обломками _________-четверостиший то ли сожженной десятой главы, то ли первоначальной восьмой.

Читать “Онегина” – значит уверенно двигаться по этому прихотливому _________, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.

Слова для вставок: Дом; запертые пустые комнаты; здание; мансарды и мезонины; пристройка; темный, почти ушедший в историческую почву подвал; кирпичей; лабиринту;

парадные залы; узкие коридорчики.

II вариант (“литературный”)

“Евгений Онегин” – большое здание, долго строившийся пушкинский Дом, в котором есть парадные залы _______, запертые пустые комнаты ______, мансарды и мезонины _________, узкие коридорчики _________, пристройка _________, наконец, темный, почти ушедший в историческую почву подвал с обломками кирпичей – ___________.

Читать “Онегина” – значит уверенно двигаться по этому прихотливому лабиринту, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.

Слова для вставок: многочисленных эпиграфов; “Отрывков из путешествия Онегина”; примечаний; четверостиший то ли сожженной десятой главы, то ли первоначальной восьмой; пропущенных строф; глав.

Исходный текст

“Евгений Онегин” – большое здание, долго строившийся пушкинский Дом, в котором есть парадные залы глав, запертые пустые комнаты пропущенных строф, мансарды и мезонины многочисленных эпиграфов, узкие коридорчики примечаний, пристройка “Отрывков из путешествия Онегина”, наконец, темный, почти ушедший в историческую почву подвал с обломками кирпичей-четверостиший то ли сожженной десятой главы, то ли первоначальной восьмой.

Читать “Онегина” – значит уверенно двигаться по этому прихотливому лабиринту, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.

Комментарий

Общий прием, на котором построен фрагмент, – развернутая метафора. Этот термин нелишне вспомнить перед ЕГЭ.

Ученики должны письменно объяснить свой выбор слов и словосочетаний. Чтобы это сделать, нужно подметить сходство между “строительными” и “литературными” элементами (спросим себя, почему, например, эпиграф можно сравнить с мансардой и мезонином; заодно выясним значения этих слов).

Можно предложить ученикам дополнить этот текст (например, в нем не отражено посвящение к роману, возможным строительным аналогом которого будет крыльцо). Задания можно усложнить и традиционным путем, пропустив в тексте буквы и знаки препинания.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Варианты работы на уроках русского языка и литературы