Рассказ Тимка (Горький А. М.)

Тема толпы “зрителей” проходит и через другие рассказы. Это жители дома Хлебникова в рассказе “Тимка”; слушатели, которые “сидят, лежат и жадно, молча питаются странной чепухой Брундукова” в рассказе “Вечер у Панашкина”.

Горький гневно обличает мещанство как антиобщественное явление не только непосредственно в мещанском сословии, но и в других слоях общества, какими бы формами внешней жизни оно ни прикрывалось.

Жестокость, эгоизм, внутренняя пустота, тупость мещанства отражены в “зрителях”, в “слушателях”

Брундукова. Но недаром рассказчик, глядя на этих “слушателей”, пишет: “а мне все вспоминаются вечера у Шамова.

Там люди играют знаниями, точно дети, без устрашающих фантазий Брундукова, вроде жевательной машины”.

Обстановка дома Шамова ничего общего не имеет, казалось бы, с Прядильной улицей: здесь – образованность, изящество и красота. Но осведомленность этих людей в литературе, в искусстве оказывается тем же стремлением “зрителей” заполнить свою пустоту, оградить себя от жизни, замкнуться в кругу личного благополучия и покоя. “Слишком стремительно мечутся мысли и кажется,

что не тревога за жизнь, за людей родит их, а – иное чувство…” Рассказчик, который приходит в этот дом с надеждой найти ответы на мучающие его общественные вопросы, начинает понимать, что здесь – лишь “игра умов”, хвастовство друг перед другом и полное равнодушие к культуре, народу, государству, о которых так много гости Шамова говорят. Эти люди не обогащают себя, свой опыт искусством, а лишь берут его напрокат.

Поэтому “поиграв мыслями”, возбудив свой аппетит, они с таким утробным удовольствием кончают бездумно свой вечер у стола. Заключает автор рассказ ремаркой рассказчика, покинувшего дом Шамова: “Со мною что-то случилось,- такая тоска сжимает сердце, такая тоска…”

Та же эгоистическая замкнутость и пустота, что и у зрителей, но только тучно-сытая, у Сухомяткина и Лохова, лишь с той разницей, что литературу Шамова и жития святых жителей Прядильной улицы здесь заменяет увлечение фокусами.

В этих рассказах нет романтической приподнятости “проходящего”, а есть монологи рассказчика, а чаще реплики, оценочные и обличающие.

Если в первой части цикла “проходящий” встречал порою людей, созвучных себе, близких по строю чувств и мыслей, то здесь он встречает чаще людей, которые вызывают в нем или отталкивающее чувство, или сострадание.

Однако противоречия между рассказами всего цикла нет, недаром Горький объединил их в один сборник. Здесь скорее – внутреннее развитие: от выявления способности народа к переустройству жизни – к обличению ее социальных условий, к мысли о необходимости скорейшего преобразования действительности.

Источники:

    Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. – 480 с., ил.

    Аннотация:Рассказы, составившие цикл “По Руси”, занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

    В книгу вошла также повесть “Хозяин”. В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рассказ Тимка (Горький А. М.)