Теория “трех штилей” Ломоносова

К созданию теории “трех штилей” Ломоносов пришел от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык.

До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно – славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжно­старинные слова, склонял и спрягал эти слова на церковносла­вянский манер.

– “Прочтоша, написаша”, “Беззаконновахом, неправдовахом”.

Вместо “еще, тотчас” писали “паки, аще, абие”. Письменная речь была переполнена славянизмами:

“иже”, “якоже”, “поне­же”… Употреблять “простой” язык в книжном сочинении счита­лось невежеством и необразованностью.

Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно – славянского. Составил первую грамматику русского языка. На­родный русский язык получил достойную честь и самостоятель­ность.

Но преобразователь все же советует поэтам учиться красо­там и важности церковных книг.

Сочинение М. В. Ломоносова “О пользе книг церковных в российском языке” включило в себя разработанную ученым тео­рию “трех штилей”.

“Штили”

Слова

Жанры

“Высокий”

Церковнославянские и русские

Героические поэмы, оды, трагедии

“Средний”

Русские с небольшой примесью

церковно-славянских

Драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии

“Низкий”

Русские слова разговор­ного языка с добавлени­ем простонародных и малого числа церков­но-славянских

Комедии, эпиграммы, песни, басни

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому – то событию или герою.

Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение ав­тором или лирическим героем своих чувств.

Трагедия – вид драмы, противоположный комедии, произве­дение, изображающее борьбу, личную или общественную катаст­рофу, обычно заканчивающуюся гибелью героя.

Драма – произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Эклога – стихотворное повествование или диалог, изобра­жающий бытовые сельские сценки.

Элегия – стихотворение грустного содержания.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, зло вы­смеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Чтобы определить принадлежность произведения к одному из “штилей”, надо уметь различать церковнославянские и русские слова, определять жанр произведения.

Попробуем определить “штиль” уже известных нам произве­дений М. В. Ломоносова. Надпись “К статуе Петра Первого” – “высокий штиль”. “Случились вместе два астронома в пиру…” – “низкий штиль”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Теория “трех штилей” Ломоносова