“Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни”. (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького “На дне”



1. Творчество Горького.
2. Обитатели “дна”.
3. Вопросы о смысле жизни.
Вопрос о смысле жизни всегда был очень важен для духовного развития людей. Понимание смысла жизни свойственно далеко не каждому. Только немногие люди могут в суете повседневности найти и понять главные составляющие жизни.

Свое сочинение я бы хотел посвятить творчеству М. Горького. Этого мастера художественного слова по праву можно назвать одним из исключительных писателей своего времени. Творчество Горького раскрывает проблему добра и зла, нравственного

и духовного развития человека.

Это основные ценности, без которых невозможно осознать смысл жизни.
В начале своего творческого пути Горький писал преимущественно романтические произведения. В более поздних произведениях преобладает уже реалистическое начало. На мой взгляд, большого интереса заслуживает пьеса Горького “На дне”.

В этом произведении писатель показывает обитателей “дна”, эти люди сломлены жизнью, у них не осталось ничего светлого, хорошего. Можно сказать, что обитатели ночлежки лишены смысла жизни. Они обречены на пустое, бессмысленное, мрачное существование.
Произведение

имеет свои особенности, в частности, в нем нет ни основного конфликта, ни завязки, ни развязки. Основные образы раскрываются не благодаря действиям, а благодаря разговорам. Каждому герою свойственна своя философия. Все герои пьесы выглядят одинаково ничтожными.

Многие из них грубы, невежественны, жестоки. Мы легко догадываемся об их внешнем и внутреннем убожестве по репликам. Они обращаются друг к другу без уважения и любви: “Дура ты, Настька…”.

Создается впечатление, что в них нет ничего человеческого. Например, даже умирающая Анна, жена Клеща, не получает ни одного доброго слова. Все герои одинаково несчастны.

Они пытаются искать “свою правду”. Однако их попытки выглядят мрачными и убогими. Клещу принадлежат следующие слова: “Какая – правда! Где – правда?

Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда!

Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол!

На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?… За что мне – правду?

Жить – дьявол – жить нельзя… вот она правда!… Говорите тут – правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех!

И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!” Проблема людей в том, что они не видят смысла своей жизни. “Правда”, которую они так и не могут найти, перекликается с темой веры.

Вера в Бога также может стать смыслом жизни. Однако в пьесе носителем веры является только Лука. Он уверен, что вера помогает человеку перенести тяготы жизни с меньшими страданиями.

Еще совсем недавно считали, что пьеса “На дне” является произведением, выражающим революционные идеи, ее даже называли “буревестник революции”. Однако теперь многие исследователи, читатели склоняются к мнению, что трактовка пьесы неоднозначна. В произведении нет прямых призывов. Очевидно, что действительность не устраивает героев.

Но, тем не менее, у них нет ни сил, ни стремлений что-то изменить. Некоторые, например, Актер, предпринимают попытки вырваться из этой мрачной, удушливой действительности. Однако эти попытки неизбежно заканчиваются неудачей, выглядят жалкими и бессмысленными.
Даже при поверхностном знакомстве с обитателями “дна” мы понимаем, что эти люди не имеют никакой нравственной опоры. Они жестоки как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Каждый замыкается на себе, и окружающие его очень мало интересует.

Не случайно любые жалобы вызывают издевательский смех слушателей.

В пьесе нет положительного героя. Все персонажи отвергнуты обществом, они становятся изгоями. Их жизнь не представляет ни для кого ни малейшего интереса.

Герои пьесы ведут споры о жизни; о проблемах, с которыми сталкивается человек. Персонажи произведения рассуждают о добре и зле, о счастье и свободе, о жизни и смерти. Все эти вопросы вместе и составляют главный, извечный вопрос о смысле жизни.

Сам Горький не случайно создает такое произведение, его собственные слова о пьесе показывают отношение к ней: “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений за миром “бывших людей”.

Героям пьесы чужды высокие стремления. Если они и пытаются спастись от убогой реальности, то погружаются в мир грез. Например, Настя прячется в иллюзорный мир любовных романов. Однако все это не может стать избавлением.

Истинный смысл жизни в том, чтобы искать спасение в жизни реальной. Но босяки, герои пьесы не могут этого сделать. Им не хватает сил, умений, знаний. В их жизни нет чего-то прекрасного и возвышенного, что могло бы стать спасением.

Даже вера, о которой говорит Лука, не может облагородить душу обитателей ночлежки. Вера требует немалых душевных затрат, а у персонажей пьесы не осталось духовных и нравственных ресурсов.

На мой взгляд, один из смысловых пластов пьесы – обозначение вопроса, согласно которому далеко не каждый человек может хотя бы сделать попытку найти смысл жизни. Высказывание Л. Толстого: “Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни” никак не может быть отнесено к обитателям “дна”. Они – изгои общества, к ним можно относиться с жалостью или с брезгливостью. Но нельзя не признать, что своим примером они заставляют задуматься о том, каким должен быть человек или, по крайней мере, о том, каким человек быть не должен.

Ведь человеку должны быть свойственны высокие стремления; и в жизни он должен пытаться их реализовать. Этого не делают обитатели “дна”, поэтому их существование оказывается бесполезным, а жизненная философия – несостоятельной, не имеющей ничего общего с реальной действительностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни”. (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького “На дне”