Изучение литературы в 9-м классе
Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первичных обобщений о природе словесного искусства. Постоянное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются морально-эстетичные и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, которое оказывает содействию формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов.
Углубляются связи между восприятием
Завершая изучение классической литературы, ученики сознают моральные и эстетичные критерии оценок литературных произведений.
Провести урок в 9-11 классе так, чтобы ученик увлекся приключениями своего
Учитель же стремится, чтобы ученики любого возраста воспринимали произведение целостно, в богатстве его возможностей. Вместе с тем учитель все время учитывает естественные для этого возраста наклонности, применяя соответствующие методы и приемы работы, и помогает ребенку идти вперед в его литературном, и вообще в развитии. Например, конкурс на лучшего рассказчика сказки в 5-м классе, мысленное путешествие литературными местами в 7-м, социально-психологическое исследование в 10-м.
В 5-6 классах ученики не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевают понятием жанра, учат формулировать значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и ее составных частей. В 7-8 классах рассмотрение произведения проводится согласно специфике рода и жанра, что оказывает содействие развитию такого важного качества, как жанровое ожидание. Ученики 9-11 классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи.
Т. В. Лазарь, учитель зарубежной литературы Украинской гимназии им. И. Франко Тернополь.
- А. М. Шуралев. Изучение литературы в полиэтнических классах основной школы В современной России множество школ, состав учащихся в которых национально неоднороден, так что выход книги А. М. Шуралева представляется вполне актуальным. А. М. Шуралев. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: 5-9 классы: Пособие для учителей. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2009. 192 с. Во «Введении» автор методически обосновывает свой подход к преподаванию в полиэтнических классах, […]...
- Изучение стихотворений А. Блока в 9-м классе Девятиклассники, изучающие литературу по программе Т. Ф. Курдюмовой, впервые знакомятся с поэзией А. А. Блока (в 5-м классе — лишь эпизодично в разделе «Образ Родины»). Они еще не могут интерпретировать стихотворения величайшего «тенора эпохи» с историко-литературной позиции, хотя бы ввиду ограниченности во времени рамками насыщенной программы. В этих условиях интересным представляется герменевтический подход. Предложенный путь […]...
- Изучение литературы: математики vs гуманитарии Основное отличие математиков от гуманитариев — по нашим понятиям — не в знании математики как таковой. Отличие в образе в целом. Несмотря на кажущуюся эфемерность этого понятия, говорить придется именно о нем. В нескольких штрихах основные, на наш взгляд, черты этого образа: культ интеллектуальных умений, привычка иметь дело с исключительно абстрактным и личностно-отчужденным содержанием, склонность […]...
- Изучение повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) — учитель русского языка и литературы. Живет в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и […]...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма […]...
- Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в «Родительской педагогике» можно прочитать: «Есть опасная вещь — лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть — выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души — это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире — человек». […]...
- Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Гречишникова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы 2 часа — спаренные уроки Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев. Задачи: Обучающие — формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и […]...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) — учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...
- Урок литературы в 9-м классе по теме: «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Краткое изложение текста Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: — актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; — развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; — обучение анализу литературного произведения; — подготовить учащихся к написанию Сочинения; — воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Оборудование: — компьютер, диск со слайдами; — […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является «переживание» знаний, «вчувствование» в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Теория литературы — область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины «Методика преподавания мировой литературы». Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Изучение повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе Рабочие материалы для учителя Из истории создания повести «Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В. Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» […]...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма […]...
- Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» на уроках литературы и истории С Инхронизированный курс «История-Литература-МХК» предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведем примеры двух уроков по роману: один из них — чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми […]...
- Опыт проектирования и проведения структурированной учебной дискуссии на уроке литературы в 11 классе Технология коллективной мыследеятельности (взаимного обучения) Проектирование и проведение структурированной учебной дискуссии на уроке литературы в 11 классе с предварительной работой в группах (иерархическая дискуссия)по поэме А. Блока «Двенадцать « Автор: учитель МБОУ БСОШ №6 г. Королева Светлова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы 1. Тема урока: Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (второй урок из […]...
- Развитие образного мышления школьников на уроках литературы Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные «полки». Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, […]...
- Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе (68 часов). Краткое изложение текста Программа под редакцией B. Я. Коровиной (68 часов) Введение (1 ч.) : Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев. Мифы (2 ч.) Мифы Древних славян: Народный миф o солнце. Вечная борьба между светлыми и темными богами за власть над миром. Представления древних славян o силах природы (силы природы в виде живых существ). Теория. Миф (развитие […]...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма […]...
- Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речи Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, […]...
- Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника — «Литературное чтение». Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации. Успех урока литературного […]...
- Урок литературы в 5 классе «Тема Родины в творчестве С. Есенина» Урок литературы в 5 классе «Тема Родины в творчестве С. Есенина» (урок — путешествие). Класс: 5 Цели: Расширить представления учащихся об эстетическом краеведении; воспитывать интерес и любовь к творчеству С. Есенина; формировать художественный вкус. Тип урока: Изучение нового материала (интегрированный). Вид урока: Игровой (урок — путешествие). Технология: на игровой основе с элементами мультимедийной презентации. Оборудование: […]...
- Советы по написанию сочинений в 9-ом классе Девятый класс — наиболее ответственный и трудный этап школьного курса литературы. Переход от уроков литературного чтения к изучению систематического курса литературы на основе художественно-исторических принципов требует качественно нового отношения школьников к изящной словесности. Девятиклассники находятся в сложном залоге перехода от преимущественно моральной оценки литературных произведений к их социально-эстетичному осмыслению. Девятиклассникам присущие своеобразные качества, связанные с […]...
- Короткие сведения с теории литературы Наука о художественной литературе — литературоведение — состоит из трех основных областей: истории литературы, литературной критики, теории литературы. История литературы исследует процессы становления и развития словесного искусства определенного народа — от возникновения до наших дней (история украинской литературы, история русской литературы, французской и других). Литературная критика рассматривает произведения современных авторов, устанавливает значение их для жизни […]...
- Развитие коммуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе Основная цель современного школьного образования — целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Проблема общения вообще одна из самых важных, так как любая человеческая деятельность основана на общении, в том числе и учебная. Разработанные единые государственные образовательные стандарты […]...
- Работа над сочинением в 3-ем классе В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся: 1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. 2. Написать рассказы о случаях из своей жизни. 3. Писать рассказы по одной картине и по […]...
- «Одиссея» Гомера в 7-м классе, или Как сделать урок литературы значимым для всех Одно из серьезных препятствий, стоящих между учеником и классическим текстом, заключается в том, что подростковый возраст весьма субъективен. То, что не имеет никакого отношения к жизни подростка, его проблемам, часто ему неинтересно. Знание должно быть для него «смысложизненно» Мой путь лежит в далекие края. Хоть будет страшно иногда, Но не беда. Пьяный ветер в облаках. […]...
- Урок литературы в 8 классе на тему: » Образ Германна в повести А. С. Пушкина » Пиковая Дама». Краткое изложение текста Тема урока: Образ Германна в повести А. С. Пушкина «Пиковая Дама» Форма урока: урок-беседа Задачи урока: 1) развивать речевые навыки (пересказ, участие в диалоге); 2) развивать умение обобщать факты; 3) формировать навык составления психологического портрета Германна; 4) добиться понимания учащимися того, что преступление против человека убивает в преступнике личность; 5) пробудить чувство ответственности за свою […]...
- Урок литературы в 7 классе Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы: Козлова Ольга Васильевна ОГАОУ «Центр образования «Ступени» г. Биробиджан. Урок литературы в 7 классе Тема: Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького «Старуха Изергиль») Цель урока: Помочь учащимся осмыслить понятие «подвиг», поступки героев с точки зрения человеческой личности. Показать особенности ранней прозы Горького, отметить ее народно — поэтические […]...
- Урок в 9 классе по теме: «Текстовый редактор MS Word» Урок в 9 классе по теме: «Текстовый редактор MS Word» Цель урока: закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме » Текстовый редактор MS WORD.» проверить и оценить знания учащихся изученных возможностей текстовых процессоров (на примере Word) для работы с текстовыми документами и умение применить их на практике. Задачи: Образовательная — повторить и закрепить […]...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература — особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике […]...
- Отзыв об уроке информатики в 10 классе по теме «математические операции и функции языка Паскаль Урок информатики в 10 классе по теме «математические операции и функции языка Паскаль». Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить представление о представлении математических операций и функций в языке Паскаль, научить выполнять простое форматирование документов; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления Организация урока […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) — выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: «Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века» (1938), «Русская литература XVIII века» (1939), «Пушкин и русские романтики» (1946), «Пушкин и проблемы реалистического стиля» […]...
- Сценарий игры «Умники и умницы»по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8-м классе Правила игры те же, что и в одноименной телевизионной игре. (Игра состоит из трех агонов и финала. В каждом агоне по 3 участника. После первого этапа — розыгрыша дорожек — игроки выбирают дорожки. Победитель в розыгрыше выбирает первым. На зеленой дорожке — 4 клетки, на желтой — 3, на красной — 2. На зеленой можно […]...
- Методика работы над изучением эпического произведения в школе Существуют определенные трудности при изучении эпических произведений в школе: большие по объему тексты дети читают неохотно (решения: выяснить, сколько в библиотеке экземпляров, раздать за 1-1,5 мес. уч-ся по группам, отксерокопировать важные главы); 2) развивать интерес к чтению (уч-ся в процессе чтения отвечают на вопросы, создать ситуацию спора по той или иной нравственной проблеме, попросить найти […]...
- «Одной лишь думы власть…» (Очерк жизни и творчества М. Лермонтова). Урок литературы в 9 классе Урок литературы в 9 классе Тема: «Одной лишь думы власть…» (очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова) Цель: — дать более полное представление о личности поэта; — показать закономерность его трагической судьбы в царской России; — добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова. Тип урока: урок-лекция с элементами беседы. Оборудование: — портрет М. Лермонтова; — музыка (классическая); […]...
- Читаем Заболоцкого в 6-м классе По программе литературного образования МИРОСа уже в пятом классе при работе с поэтическими текстами учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические — как средства выражения смысла. В шестом классе мы продолжаем эту работу: один из блоков (частей, на которые поделен учебный материал для каждого класса) называется «Живописность и многозначность поэтического образа». Очень […]...
- Москва в жизни и творчестве А. С. Пушкина на уроках литературы в 7-м классе Приступая к изучению жизни и творчества А. С. Пушкина в 7-м классе, мы постарались определить возможности включения дополнительных материалов по теме «Москва в жизни и творчестве русских писателей». Тема «Пушкин в Москве» вызывает большой интерес учащихся, так как дает возможность перенестись в отдаленную от нас эпоху, увидеть любимого поэта в кругу его друзей на знакомых […]...
- Урок алгебры в 9 классе на тему: «Решение неравенств второй степени с одной переменной» Муниципальное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Руднянского муниципального района Волгоградской области. Урок алгебры в 9 классе на тему: «Решение неравенств второй степени с одной переменной» Автор: Бодылева О. М., учитель информатики, математики. 2015 — 2015 уч. год. Урок алгебры в 9 классе на тему: «Решение неравенств второй степени с одной переменной» Тип урока: урок […]...
- Методические материалы. Краткое изложение текста А. С. Пушкин «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый». 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе «Слово […]...