Изложение текста повествовательного характера (с творческим заданием) на морально-этическую тему

Цели: развивать умение самостоятельно составлять высказывание; работать над подбором языковых средств в соответствии с основной мыслью и стилем излагаемого текста; углублять творческое начало в работе над изложением. Оборудование: текст изложения. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока
І. организационный этап II.

Актуализация опорных знаний
Беседа – Назовите нравственные понятия, на которые необходимо опираться в жизни? (Дружба, взаимопонимание, честность, гуманизм, доброта и т.

Д.). – Что

вы вкладываете в содержание этих понятий? III. Мотивация учебной деятельности Учитель.

Знакомство с “Важнейшими нормами нравственности по книге В. А. Сухомлинского “Рождение гражданина”.

Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно…

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям.

Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества,

юности.

Платите им за это добром.

Эта норма нравственности является важнейшим источником чувства гражданского долга. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла.

Уважайте, почитайте мать и отца: они дали вам жизнь, они воспитывают вас. Не будьте равнодушными к людям, которые стараются жить за счет отца и матери.

Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах общественных. Ненавидьте того, кто творит расточительство, обкрадывает общество. IV. работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

Чтение текста учителем СОСЕДИ У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой. Но вот дерево стало большим.

У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет, сколько ему нужно. Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.

Все бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь поплотнее сомкнуло над ней ветви.

Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым.

А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод. (Л. Гурунц) Творческое задание Напишите изложение, дополнив текст рассуждением о великодушии и черствости, об эгоизме и самопожертвовании (или приведите примеры из жизни людей, добрых и злых, жестоких и милосердных). 2. Беседа – Определите стиль и тип текста. – Какова его основная мысль и как она выражена?

– Раскройте значение (смысл) понятий: великодушие, порядочность, милосердие – безнравственность, эгоизм, примитивность. – Что значит великодушный человек, безнравственный поступок, проявить милосердие, поступить безнравственно?

– Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши рассуждения. – Разделите текст на части, озаглавьте их.

Примерный план 1) Великодушная лоза делится пищей и водой. 2) Дерево уже не просит пищи, а берет, сколько нужно. 3) Виноградная лоза привыкла обходиться малым. 4) Просьба – не заслонять солнце.

5) Лоза радует глаз гроздьями – дерево растет бесплодным. 3. Предварительные упражнения Упражнение 1. Сгруппируйте слова в соответствии с основными правилами правописания. Сделайте словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору учащихся).

Кто(то), что(то), (ни, не)кто, (с)ним, (над)ней, обронил, выросло деревце, (в)помощи, плод, растет, (не)обижало, потеснилось, оставалось, привыкло, приходил, (не)хватает, безраздельно, великодушная (лоза). Упражнение 2. Просклоняйте словосочетания. Придумайте с этими словосочетаниями предложения: виноградные семя, великодушная лоза, бескорыстная помощь.

Упражнение 3. Разберите по членам предложения. Объясните постановку знаков препинания. У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце. Оно раскинуло над ней ветви, раскудрявило крону.

Тут уж лоза не вытерпела, попросила соседа не заслонять солнце. Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями – она ведь привыкла обходиться малым. 4. Повторное чтение текста учителем 5. написание учащимися изложения с выполнением творческого задания (в черновиках) V. Домашнее задание
Отредактировав и дополнив текст изложения, написать его в тетрадь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изложение текста повествовательного характера (с творческим заданием) на морально-этическую тему