Теория литературы: Роман
Роман – эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается в художественном пространстве и времени. Роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные стихии, которые не исчерпывают и не поглощают друг друга, и именно в этом заключается определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной судьбы, которая обусловлена именно этой “самостоятельностью”, приобретает общее
Вместе с тем, судьба героя романа, приближенная к коллективным идеалам, становится конечным, кульминационным моментом в развитии его сознания.
Роман Возникает в античной литературе и представляет собой в это время бытовые варианты традиционных мифических сюжетов с картинами частной жизни человека. В средние века появляется рыцарский роман, для которого характерны свобода рассказа, живые диалоги, психологические портреты персонажей. В эпоху Возрождения роман как таковой возникает на последнем ее этапе. Виднейшим образцом романного жанра здесь является роман “Дон Кіхот” Г. Сервантеса.
Поэтика
Это особенно наглядно демонстрирует “История Тома Джонса, найденыша”.
Для своего романа Филдинг избрал живой рассказ, проникнутый мягким юмором, гневной сатирой. Большого мастерства достиг писатель в построении диалогов (особенно яркие беседы и ссоры грубого сквайра Уэстерна и его “просвещенной” сестры). Остроумием, литературной эрудицией отличаются авторские отступления Филдинга.
Роман построен в соответствии с четкой композиционной симметрией. Произведение состоит из трех частей, каждая из которых содержит шесть книг. Первая часть посвящена жизни героя в имении Олверти, вторая – путешествию в Лондон, третья – лондонской жизни Тома.
Каждой книге предшествуют вступительные очерки, в которых автор обосновывает права и возможности нового жанра – романа, который органически объединяет комическое и эпическое начала. Впервые в английской литературе рассказ ведется от третьего лица.
Традиции Филдинга развивали последователи писателя – Вальтер Скотт (он считал Филдинга “отцом английского романа”), Теккерей, Диккенс. Показательно высказывание Теккерея, который говорил о Филдинге: “Какой талант! Какая сила!
Он предостерегает, раздумывает, вынашивает, создает! Как много правды оставил после себя этот человек! Сколько поколений научил он смеяться умно и справедливо”.
- Теория литературы: Что такое новелла? Новелла – жанр по преимуществу прозаический, хотя в разные времена она включала в себя стихотворные куски. Новелла в прозе с начала XIX в. возникает повсеместно в Америке и в Европе, оказывая влияние на развивающийся роман, что особенно заметно в России. В свою очередь, роман, по М. М. Бахтину, окрашивает многие соседствующие жанры, появляются жанровые гибриды. […]...
- Теория литературы: Традиции русского стихотворного романа В этой публикации будет намечена магистраль романа в стихах как жанра, проходящая от “Евгения Онегина” через две главные точки: “Свежее преданье” Я. П. Полонского и “Возмездие” А. А. Блока. Разумеется, эту схему легко заполнить, достаточно назвать до Полонского “Евгения Вельского” М. Вознесенского (?), “Сашку” М. Лермонтова, “Двойную жизнь” К. Павловой, “Олимпия Радина” Ап. Григорьева и […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Теория литературы: Что такое “научная”; проза? Удивляться надо не тому, что только в последней трети XX в. в русской литературе появились художественные произведения об ученых и их работе (так называемая “научная” проза), а тому, что этого не случилось раньше и куда в больших масштабах. Объяснение, впрочем, лежит на поверхности. Все, что связано с серьезными научными исследованиями, в стране было строго засекречено. […]...
- Теория литературы: Что такое акмеизм? “О библиотеке поэта” М. Горький поставил ряд серьезных вопросов, касающихся характера буржуазной поэзии: “Почему с начала XIX века буржуазия – класс-“победитель” – выдвинула из своей среды так много поэтов-пессимистов… не создала поэзии мужественного героического характера?”. Ответ на эти вопросы не так прост. Ясно одно: победа буржуазии не привела к разрешению классовых противоречий, а, наоборот,- еще […]...
- Теория литературы: О характеристике гротеска Концепция гротеска восходит к Ренессансу, когда были открыты римские орнаменты, состоящие из причудливых комбинаций животных, растительных и человеческих черт. М. М. Бахтин связывал гротеск с карнавальной культурой и проследил эволюцию этого художественного приема от Рабле до романтизма, в котором гротеску придавалось особое значение. Если в карнавальной и возрожденческой традиции сочетание противоположностей – смерти и рождения, […]...
- Теория литературы: Первая половина XX столетия В конце XIX столетия стали ощутимыми тревожные симптомы мирового развития. В обществе, где, на первый взгляд, властвовал правопорядок, мораль, религия, появились вдруг деструктивные элементы, которые не постигались умом. Жестокая рыночная борьба в промышленности, истребительные империалистические войны, социальные революции и т. п. Предчувствие неминуемых исторических и социальных катаклизмов, которое продолжало пессимистические расположения духа, непринятие новой жестокой […]...
- Роман Толстого как шедевр мировой литературы Г. Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): “Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения… Да, это сильно, очень сильно!” Позднее Д. Голсуорси назвал “Войну и мир” “лучшим романом, какой когда-либо был написан”. Эти суждения выдающихся […]...
- Теория Родиона Раскольникова о “двух разрядах людей” и ее опровержение (роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов XIX века. В сентябре 1865 г. в письме к главному редактору журнала “Русский вестник” М. Н. Каткову, где позднее было опубликовано “Преступление и наказание”, […]...
- Теория литературы: что такое Постмодернизм? Возникновение и распространение постмодернизма, научные работники связывают с определенным недовольством положения, которое сложилось в культуре, искусстве, философии второй половины XX столетия. Весь культурный опыт, который был накоплен предыдущими эпохами, в том числе и модернизмом, начал переосмысливаться с целью выявления общих ценностей, которые могут оказывать содействие объединению человечества на основе разных идеологий, религий, философий. В литературоведческом […]...
- Теория литературы: Античный кинизм на примере творчества Венедикта Ерофеева Средневековое юродство, как и античный кинизм, были для своих эпох чем-то вроде постмодернизма. “Жизнь юродивого, как и жизнь киника, – это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее, перестановка его с ног на голову…” – обобщает А. М. Панченко56. Речь, собственно, идет о том, что юродивый, как и писатель-постмодернист, вступает в диалог с хаосом, […]...
- Теория литературы: Что такое изложение? Изложение – традиционный для школы вид письменной работы, способствующий совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного владения языком. По мнению психологов, самым эффективным является комплексное обучение, при котором умение воспринимать речь формируется в сочетании с умением строить высказывание. В этом отношении изложение является оптимальным видом работы. Обычно задачи по литературе для учеников […]...
- Теория классицизма и другие поэтические жанры Теория классицизма не ставила роман на ту же доску, что и драму, и другие поэтические жанры. Должно было пройти некоторое время, прежде чем роман стал считаться литературой. До 1750 г. романы в России не печатались вообще. После 1750 года, все увеличиваясь в числе, стали появляться переводы романов, но первый оригинальный русский роман появился только в […]...
- Роман Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” на уроках литературы и истории С Инхронизированный курс “История-Литература-МХК” предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведем примеры двух уроков по роману: один из них – чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми […]...
- Реалистический роман Николая Чернышевского “Что делать?” и традиции мировой утопической литературы Русская литература всегда считала одной из своих важнейших задач отражение тех изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда шло параллельно с развитием общественной мысли. Более того, крупнейшие русские писатели сами формировали эту мысль, поскольку высказывали свое представление об идеале и отношение к существующим в обществе философским и социальным течениям. Шестидесятые годы прошлого […]...
- Роман Роман 1. Жанр эпических произведений, в котором повествуется история нескольких, иногда многих человеческих судеб, на протяжении длительного периода времени, порою – целых поколений. 2. Большой эпический жанр, получивший широкое распространение в европейской и русской литературах в XIX в. . Роман воссоздает жизнь в ее полноте, в многообразии жизненных ситуаций. В основе романа чаще всего лежит […]...
- Роман о Тристане и Изольде. История сюжета Роман принадлежит к бретонскому циклу. А некоторые романы этого цикла основывались на кельтских сказаниях. Параллели роману в ираландских сагах – “Изгнание сыновей Уснехта”, “Преследование Диармайнда и Грайне”. Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом кол-ве обработок на французском языке, но многие из них совсем погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. […]...
- Что сближает роман Замятина “Мы” и роман Салтыкова-Щедрина “История одного города”? “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина “Мы” были написаны в разное время, даже в разных веках. Их жанр также различен: “История одного города” – сатирический роман-хроника, роман “Мы” – антиутопия, роман-предупреждение. Различны герои этих произведений, различен язык, художественные приемы… Но, несмотря на все отличия, данные романы имеют и общие черты. Мне кажется, […]...
- Роман в мировой литературе 19 века Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни. Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и […]...
- Роман Е. И. Замятина “Мы” – роман-антиутопия, роман – предупреждение Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”. Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может […]...
- Почему теория Родиона Раскольникова оказалась несостоятельной? Ф. М. Достоевский – “великий художник идеи” (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым “не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить”. Роман ” Преступление и наказание ” – это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа “все позволено” (такая формулировка Достоевским была дана позднее, в “Братьях Карамазовых”). Недоучившийся студент с философским складом ума, неравнодушный […]...
- Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Среди огромного наследия Ф. М. Достоевского чуть ли не наибольшей популярностью пользуется его роман “Преступление и наказание”. Однажды В. Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: “Цените ваш дар и будете великим художником”. Я думаю, в самые тяжелые дни жизни эти слова великого критика и писателя согревали молодого Достоевского. А сама идея написать роман о человеке, […]...
- Роман о Тристане и Изольде. Анализ 1) История сюжета. Роман принадлежит к бретонскому циклу. А некоторые романы этого цикла основывались на кельтских сказаниях. Параллели роману в ираландских сагах – “Изгнание сыновей Уснехта”, “Преследование Диармайнда и Грайне”. 2) Версии романа. Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом кол-ве обработок на французском языке, но многие из них совсем погибли, а […]...
- Роман “Герой нашего времени” – шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова (на примере одной из сцен) Безусловно, “Героя нашего времени” можно отнести к шедеврам русской литературы XIX века. Самой интересной и загадочной личностью, естественно, является главный герой повестей – Печорин. Характерный эпизод романа: “- Скажи мне, однако, как твои дела с нею?.. Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать, – и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться […]...
- Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание” План Теоретическая основа идеи Раскольникова Зарождение идеи Право сильной личности на преступление Проверка теории жизнью Уроки гениального романа Страшные последствия Кто виноват Добро – основа жизни Теоретическая основа идеи Раскольникова Федор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе ” Преступление и наказание ” такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди […]...
- Лекция 3. Роман Булгакова “Белая гвардия” После бурной первой четверти XIX века, ознаменовавшейся наполеоновскими войнами и закончившейся восстанием декабристов, русская жизнь вступила в стадию неспешного и стабильного исторического развития. Эпоха романтизма в русской литературе, с ее господством поэзии, закончилась. Сначала проза как тип художественной речи, в наибольшей степени соответствующий эстетическим представлениям времени, потеснила поэзию, а затем в прозаической эпической литературе возобладал […]...
- ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РОМАН (роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) “Евгений Онегин” – самое крупное произ- ведение поэта. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831). То обстоя- тельство, что поэт работал над “Евгением Оне- гиным” долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого по- эта. Заканчивал роман уже и тот и не тот че- ловек, […]...
- Роман Вилли Бределя “Машиностроительный завод Н. и К.” Выдающееся место в литературе антифашистской эмиграции занимает Вилли Бредель (1901-1964). Уже первые его романы “Машиностроительный завод Н. и К.” и “Улица Розенгоф”, несмотря на ряд недостатков, привлекли к себе внимание и стали в центре литературной дискуссии на страницах журнала “Линкскурве”. В них чувствуются талант повествователя, острота наблюдения, нерасторжимость социалистической убежденности и реалистической манеры письма. Тринадцать […]...
- Чем страшна теория Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой […]...
- Теория Раскольникова и ее философская основа ” Преступление и наказание ” – одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья – краеугольный камень философии Достоевского. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении […]...
- Теория Раскольникова и ее развенчание в романе “Преступление и наказание” Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях. Раскольников считает, что люди представляют собой “две категории”. Первые – […]...
- Компоненты средневековой литературы Эпоха Средневековья длится более тысячелетия. Понятие “Средние века” возникло в XV веке, когда итальянские гуманисты (Л. Бруни), осознав прошлое как историю, разделенную на периоды, выделили эпоху Античности (древности) и свою эпоху – Новое время, а тысячелетие, лежащее между этими двумя эпохами, назвали Средними Веками. С точки зрения гуманистов Возрождения, а позже просветителей XVIII в., Средневековье […]...
- Роман Е. Замятина “Мы” как роман-антиутопия В первой половине 1920-х годов главной темой в русской художественной литературе была гражданская война. Но роман Евгения Замятина “Мы” (1920) затрагивает совершенно друге темы. Написано произведение в жанре философской антиутопии. В утопиях рисуется, как правило, прекрасный и изолированный от других мир, предстающий перед восхищенным взором стороннего наблюдателя. В антиутопиях основанный на тех же предпосылках мир […]...
- РОМАН-ЭПОПЕЯ О ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) РОМАН-ЭПОПЕЯ О ВСЕНАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) “Тихий Дон” – роман-эпопея, повествующая о судьбах народа в период Первой мировой и гражданской войн. Русская история того времени дала возможность автору воссоздать конфликт эпохального масштаба. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это обусловило качественно новое […]...
- Роман Германа Мелвилла “Моби Дик, или Белый кит” Мелвилл признан классиком литературы, а его роман “Моби Дик, или Белый Кит” – величайшим американским романом XIX века. “Моби Дик” – книга необычная. Она написана вопреки всем существующим законам жанра и не похожа ни на одно произведение мировой литературы. Читать “Моби Дик” не легко. Приходтся преодолевать своего рода “сопротивление материала”. Втянувшись в описание морской стихии […]...
- “Война и мир” – роман-эпопея Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности. Черты эпопеи в “Войне и мире”: в центре – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 12-го года, значение его героической […]...
- “Симплициссимус” – роман огромного социального значения Он с необыкновенной полнотой отражает противоречивую кризисную эпоху немецкой истории. Идеи и художественные достижения этого романа Гриммельсгаузен развивает в других произведениях, тематически связанных с “Симплициссимусом”. Книги Гриммельсгаузена, пережив краткий период успеха у своих современников, в эпоху Просвещения были почти полностью забыты, хотя великий Лессинг выделял их как живую часть наследия немецкой литературы XVII столетия. Подлинное […]...
- “Евгений Онегин” – роман, в котором отразился век “Евгений Онегин” – роман, в котором отразился век Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах […]...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” роман с “грустной думой” Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с […]...
- Роман Дж. Оруэлла “1984” – роман-антиутопия Не думаю, что приход тоталитаризма в Европу задержали два романа – “1984” Оруэлла и “Слепящая тьма” Кестлера… но они сыграли в Этом огромную роль. Дж. Уэйн В 1984 году мир отмечал странный юбилей – год, обозначивший время действия в книге Джорджа Оруэлла “1984”. В библиографии утопической литературы, изданной в Бостоне в 1979 году, книга Оруэлла […]...