“Симплициссимус” – роман огромного социального значения
Он с необыкновенной полнотой отражает противоречивую кризисную эпоху немецкой истории. Идеи и художественные достижения этого романа Гриммельсгаузен развивает в других произведениях, тематически связанных с “Симплициссимусом”. Книги Гриммельсгаузена, пережив краткий период успеха у своих современников, в эпоху Просвещения были почти полностью забыты, хотя великий Лессинг выделял их как живую часть наследия немецкой литературы XVII столетия.
Подлинное возрождение интереса к творчеству Гриммельсгаузена произошло в эпоху романтизма.
Арним, К. Брентано, И. Эйхендорф, Де ла Мотт Фуке, братья Гримм были восторженными почитателями тогда еще анонимного автора “Симплициссимуса”. Они заимствовали у него темы, мотивы, образы и развивали их в своих произведениях. Немецкие романтики вызвали к жизни многочисленные исследования о творчестве Гриммельсгаузена. Своеобразным памятником Гриммельсгаузену явилось основание в 1896 г. в Мюнхене сатирического журнала “Симплициссимус”, в котором сотрудничали Т.
Манн, Я. Вассерман, К. Гамсун. Выдающиеся представители немецкой литературы XX в. (Т. Манн, Б. Брехт, И.
Бехер, Г. Гессе)
Кант, М.-В. Шульц, Г. Грасс).
Роман Гриммельсгаузена “Симплициссимус” по праву занимает место в одном ряду с выдающимися шедеврами всемирной литературы. Романы Гриммельсгаузена нашли в конце XVII в. не только восторженных почитателей, но и подражателей. Появляются интересные романы-“симплициады”, авторы которых берут за образец “Симплициссимус”: “Всесветский симплицианский зевака, или Затейливый Ян Ребху” (1677-1679) Иоганна Беера, “Венгерский или Дакийский Симплициссимус” (1682) Даниеля Шпеера и другие. В своей основе такие книги автобиографичны.
Большое место в них занимают этнографические зарисовки: описание обрядов, праздников, танцев, игр, песен, костюмов.
Действие часто прерывается профессиональными беседами, рассуждениями.
- Художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена “Симплициссимус” В истории Германии XVII век называют самым мрачным периодом, связанным с Тридцатилетней войной (1618-1648), когда страна стала своеобразным полигоном для войск Дании, Англии, Швеции, Франции. Вестфальский мир, заключенный 24 октября 1648 года, разделил Германию на множество мелких княжеств. “В XVII веке уже не вольные города, а княжеские дворы, опиравшиеся преимущественно на феодальные элементы, задавали тон […]...
- Кабаре и “Симплициссимус” Это было свидетельством духовной близости двух литературных единомышленников: Краус выражал свое уважение писателю, который являлся центральной фигурой литературной оппозиции, давал значительный творческий импульс тенденциям, противостоящим как дилетантствующему “почвенничеству”, так и обособленности и замкнутости в литературе. Не случайно с середины 90-х годов XIX века Ведекинд поселился в Мюнхене, так как именно баварская столица служила в этот […]...
- Обломов – образ огромного обобщающего типа Сочинение на тему “Что такое обломовщина?”. В условиях нарождавшегося буржуазно-капиталистического быта, требовавшего деловой предприимчивости и энергии, это “неуменье жить” делало Обломова лишним человеком. Обломов – образ огромного обобщающего значения. Это отметил Н. А. Добролюбов в своей классической статье “Что такое обломовщина?”, опубликованной вскоре после появления в печати романа Гончарова. Добролюбов показал, что в идейном отношении […]...
- Тенденции социального развития в XVII веке Тенденции социального развития Соборное уложение 1649 г. стало важной вехой в выделении сословий в России, но окончательно они оформятся лишь в XVIII в. Российская социальная структура в XVII в. включала в себя духовенство (черное и белое), светских феодалов (боярство и дворянство, последнее именовалось “служилые люди по отечеству”), городское или посадское сословие (купечество, городские ремесленники и […]...
- Затейливый Симплициус Симплициссимус НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен (Hans Jakob Christoffel von Grimmeishansen) Затейливый Симплициус Симплициссимус. То есть: пространное, невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание некоего простосовестного, диковинного и редкостного бродяги или ваганта по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхейм (Der Abenteuerliche Simplicissimus Teutsch. Das ist: die Beschreibung des Lebens eines seltsamen Vaganten, genannt Melchior Sternfels von Fuchshaim) Роман […]...
- Образ Иосифа у Гриммельсгаузена Во второй половине XVII в. развертывается творческий путь великого немецкого писателя Ганса Гриммельсгаузена. В течение десятка лет он издает две серии романов – библейскую, еще мало изученную, и собственно немецкую, связанную в первую очередь с личностью Симплиция и его друзьями. Среди библейских романов Гриммельсгаузена особенно значителен роман об Иосифе Прекрасном, властно напоминающий о замысле другого […]...
- “Симплициссимус” Гриммельсгаузена в кратком содержании Затейливый Симплициус Симплициссимус. То есть: пространное, невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание некоего просто совестного, диковинного и редкостного бродяги или ваганта по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхейм Действие происходит в Европе в годы Тридцатилетней войны. Повествование ведется от лица главного героя. В одной деревне, в Шпессерте, в крестьянской семье в полном невежестве живет мальчик. Однажды на […]...
- Жанр социального романа Что такое социальный роман и каковы его особенности? Предназначением социального романа выступает создание характеристики общества в конкретную эпоху. Главная задача и особенность такого романа – созданные автором индивидуальности имеют тесную взаимосвязь с социальными группами, вступившими в схватку. Социальный вопрос отодвигает всевозможные вопросы личного благоустройства отдельно взятых индивидуумов на задний фон. Что лежит в основе социального […]...
- Теодор Фонтане: родоначальник немецкого социального романа Отцом немецкого социального романа по праву может быть назван Теодор Фонтане (1819-1898). Его романы – это произведения художника-реалиста, поднявшегося до глубокого и объективного изображения действительности. В его произведениях авторская воля управляет действием скрыто, на поверхности же происходит как бы саморазвитие жизни. Много места занимают в них диалоги. Герои Фонтане охотно беседуют или спорят друг с […]...
- Роман-завещание Томаса Манна В романе-завещании Т. Манн сделал своего представителя Германии музыкантом – это позволяло, в соответствии с новыми взглядами писателя, оттенить трагические коллизии в судьбе немецкого народа. Конечно, дело было не в самой музыке. Но поворот музыки от активной и нравственной (ХVI в.) к опьяняющей и деморализующей (Вагнер) казался Т. Манну симптоматичным для страны, чьи “революции не […]...
- Роман о “маленьком человеке” или Герой Деблина Франц Биберкопф Герой Деблина Франц Биберкопф был пролетарием лишь по происхождению, но не по своему сознанию. Фигура политически сознательного, организованного, борющегося рабочего существовала практически только в произведениях социалистических писателей. Однако появление “простонародных” персонажей в буржуазном романе этого периода свидетельствовало о стремлении писателей восстановить “функционально-органическую связь между народом и литературой” 76. О переменах в мироощущении людей из народа […]...
- Что сближает роман Замятина “Мы” и роман Салтыкова-Щедрина “История одного города”? “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина “Мы” были написаны в разное время, даже в разных веках. Их жанр также различен: “История одного города” – сатирический роман-хроника, роман “Мы” – антиутопия, роман-предупреждение. Различны герои этих произведений, различен язык, художественные приемы… Но, несмотря на все отличия, данные романы имеют и общие черты. Мне кажется, […]...
- Литературный роман как выражение исканий драматической эпохи К концу XIX столетия немецкая литература вступает в полосу нового подъема – его во многом питает активизация освободительного движения. Многочисленные стачки рабочих, рост количества голосов, поданных на выборах в рейхстаг за кандидатов социал-демократической партии, заставили власти отменить закон против социалистов и вынудили “железного канцлера” Бисмарка уйти в отставку. На рубеже XIX-XX вв. выдвигается плеяда больших […]...
- А. Дюма. Три мушкетера. Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим? Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим? Александр Дюма – отец не стремился в своих произведениях к документальноcти. Его романы считаются авантюрно-историческими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увлекательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происходившие в действительности события. Но […]...
- Роман Е. И. Замятина “Мы” – роман-антиутопия, роман – предупреждение Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”. Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может […]...
- Валентин Курбатов: “В опустошающие времена слову возвращается полнота значения” – Валентин Яковлевич! Готовя для вступления к интервью выборку из Ваших книг, все вспоминал и Ваш стиль, и Ваши выступления, которые имел поистине языковую радость слышать. Среди наших критиков Вы в языке – подлинный Художник. Вы ушли в литературу после ВГИКа из-за этого тяготения к живому, произносимому слову? – Простите, это тяжело слышать. Можно подумать, […]...
- Проблема значения родного языка. По тексту И. А. Ильина еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык (ЕГЭ по русскому) И. А. Ильиным в его статье поднимается проблема, связанная со значением родного языка. По мнению автора, Россия своим гражданам преподнесла бесценный дар – великий русский язык. Понять подобное выражение не сложно: формирование языка происходило на протяжении многовековой истории существования страны и народа. Следовательно, в нем не могли не отразиться и вся Россия, все ее богатства, […]...
- Признание основополагающего значения Пушкина в трудах Гоголя Гоголь определил и художественное мастерство Пушкина, его умение “немногими чертами означить весь предмет”, лаконизм и точность, а вместе с тем глубину его речи: “В каждом слове бездна пространства”. Статьей “О движении журнальной литературы” Гоголь вмешался в литературную полемику 30-х годов, выступив на стороне передовых критиков. Главным объектом его нападения был О. И. Сенковский, которому Гоголь […]...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” роман с “грустной думой” Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с […]...
- Почему Ахматова назвала роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” воздушной громадой? Известно, что Анна Ахматова очень любила и ценила творчество А. С. Пушкина. В какой-то степени она считала себя его ученицей, наследницей, преемницей и просто большой почитательницей творчества. Фигура великого поэта и его творения – частые гости в стихотворениях Ахматовой. Известны строки поэтессы о романе Пушкина “Евгений Онегин”: И было сердцу ничего не надо, Когда пила […]...
- Роман Разгром (Золя Эмиль) Вся логика событий, изображенных в восемнадцати предшествующих романах “Ругон-Маккаров”, привела писателя к необходимости подвести итог социальной истории Второй империи. Он осуществляет это в “Разгроме” (1892), хотя формально серию завершает “Доктор Паскаль”. Генрих Манн в своем очерке о Золя говорит, что в романе “Разгром” из всех уголков появляются уже знакомые нам люди: крестьяне из “Земли”, крупные […]...
- Средневековый рыцарский роман (жанр) Средневековый рыцарский роман (жанр) Рыцарский роман – новый эпический жанр, который складывается в европейской литературе в XII веке. Первоначально слово “роман” относилось к произведениям, написанным не на латинском, а на одном из романских языков (отсюда же и слово “романс”). Однако позже оно стало обозначать новый эпический жанр, сложившийся в рамках рыцарской куртуазной культуры. В отличие […]...
- Роман Джека Лондона “Железная пята” “Железная пята” является одним из самых значительных произведений не только Лондона, но и всей американском литературы начала XX в. В книге разрабатывается важнейшая тема борьбы рабочих с капиталом. Одним из первых в американской литературе Лондон выступает но только как критик общества, но и как писатель, говорящий о необходимости его революционного изменения, о создании лучшего социального […]...
- Значения описаний в пьесе Шекспира “Генрих V” Красочное описание замка – это не случайная деталь. Сходными приемами Шекспир пользуется и в других пьесах. Так, в “Ромео и Джульетте” Эскал, осуждая вражду между старинными домами, употребляет ряд терминов, которые в совокупности передают отношение Шекспира к этой вражде как к чему-то старому и уходящему в прошлое. Политическая программа восстания, раскрывающаяся в сцене, где феодалы, […]...
- Самостоятельная работа “Определение лексического значения слова” 1) Прочитайте определения значений слова “утка” и сформулируйте правильные определения значений этого слова для следующих сочетаний: Дикая утка, газетная утка. А. Утка – низкая птица. Б. Утка – 1. Живое существо, любящее свободу. 2. Блюдо этого жареного существа. 2) Исправьте ошибки, допущенные в определениях терминов. В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов. А. Мифы […]...
- Проблема идеального социального общества по тексту Тендрякова (ЕГЭ по русскому) Вступление Гармоничная жизнь в социуме, так прекрасна, но к сожалению, так не возможна в нашем обществе. На протяжении тысячелетий самые выдающиеся философы и писатели неоднократно поднимали эту тему. Но как бы печально не было, общество как и раньше проявляет больше жестокости, чем гуманизма. Еще в Древней Греции Платон написал великий труд “Государство” в котором стремился […]...
- “Евгений Онегин” А. Пушкина – роман, в котором “отразился век” Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах писался Пушкиным около восьми лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году произведение было окончено и в 1833 году вышло в свет. Роман охватывает события […]...
- Социальный роман Генриха Манна Критическое отношение Генриха Манна (1871-1950) к кайзеровской Германии было гораздо более радикальным. Оно выражалось не в иронических или юмористических тонах, как у брата, а в тонах гневно-сатирических. Однако в ранний период своего творчества Генрих Манн, стремясь создать яркие образы героев, противостоящих современному обществу, был порою Чересчур экспрессивен; ему не были чужды ницшеанские идеалы. Их удалось […]...
- Таланты словосочетания (лексическое и грамматическое значения словосочетания) 1. Лексическое значение словосочетания. 1.1. Проблемный вопрос. Каково лексическое значение слова добрый? Добрый человек? А если этот предмет ранний, высокорослый, крупноплодный, урожайный? Это овощ, перец. Вывод. По одному слову не всегда можно узнать, о каком слове идет речь. А в словосочетании лексическое значение слова становится ясным, потому что каждое из слов может находиться в словосочетании […]...
- Чему может научить сегодня роман А. Дюма “Три мушкетера”? Совсем недавно я познакомился с великим романом А. Дюма “Три мушкетера”. Конечно, до прочтения книги я смотрел многосерийный фильм, снятый по этому произведению. И уже тогда мне очень захотелось прочитать роман о мушкетерах, еще раз стать участником их приключений. Читая книгу, я не переставал завидовать Д’Артаньяну и его друзьям. Какая интересная жизнь была у этих […]...
- Чехов – мастер социального типажа Определяющим в лаконичных новеллах-фрагментах А. Чехова является прежде всего их анекдотичность развязок, определенных неординарностью ситуаций. Неуважение человеческого достоинства, достоинства персонажа, который в условиях полицейского бюрократичного режима чинопочитания добровольно унижает себя. Показательной относительно этого есть повествование о смерти чиновника. “Смерть чиновника” А. Чехова – одна из лучших сатирических миниатюр, где банальная ситуация (пугливый чиновник Червяков ненарошно […]...
- Театр социального действия в драмах Лорки Гораздо более зрелое мастерство обнаруживает Лорка в драме “Мариана Пинеда”, завершенной в 1925 году. Драматург на этот раз обращается к событиям истории: Мариана Пинеда – гранадская патриотка, казненная в 1831 году за участие в антиабсолютистском заговоре. Однако, взяв канву для своего произведения из исторических источников и народных романсов, Лорка менее всего озабочен стремлением к точному […]...
- Социально-культурный аспект значения фоновой лексики В чем суть фоновой лексики – в том, что если сравнивать понятийно – эквивалентные слова в разных языках, то они будут отличаться друг от друга в силу того, что каждое из них сопряжено с определенной совокупностью знаний. Поэтому фоновая лексика образует наиболее сложную группу, с точки зрения определения их национально – культурного содержания. Как уже […]...
- Изображение крупнейшего социального сдвига в судьбе народа Школьное сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря мощному таланту писателя. “Тихий Дон” – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России […]...
- Роман Роман 1. Жанр эпических произведений, в котором повествуется история нескольких, иногда многих человеческих судеб, на протяжении длительного периода времени, порою – целых поколений. 2. Большой эпический жанр, получивший широкое распространение в европейской и русской литературах в XIX в. . Роман воссоздает жизнь в ее полноте, в многообразии жизненных ситуаций. В основе романа чаще всего лежит […]...
- “Интеллектуальный роман” в творчестве Манна Термин “интеллектуальный роман” был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа ” Волшебная гора “, писатель заметил в статье “Об учении Шпенглера”, что “исторический и мировой перелом” 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. Писал Т. […]...
- Основное направление развития романа XVII века Основное направление развития романа, ведшее к его подъему в XVIII в., лежало в иной области, и у истоков этого основного направления были “Дон Кихот” Сервантеса и его “Назидательные новеллы”. Много раз в наших работах вспоминались слова Белинского О том, что Шекспир и Сервантес стоят у начала новой, современной литературы. Эти справедливые слова в полной мере […]...
- Роман “Петр Первый” как произведение социалистического реализма “Петр – первый в нашей литературе настоящий исторический роман. Книга – надолго. М. Горький Особое место в советской литературе занял исторический роман Алексея Николаевича Толстого “Петр Первый”, названный Горьким превосходным. В произведении воссоздана широкая картина русской жизни на рубеже XVII-XVIII веков. Самые разные слои общества выведены автором на страницах книги: придворные и бояре, купцы и […]...
- Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман о жизни и о человеке Роман “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением Михаила Булгакова. В произведении поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: проблема любви и ненависти, добра и зла, истины и лжи, человеческого счастья, свободы и несвободы, творчества. Все эти вопросы волнуют людей и по сей день. Булгаков проявляет себя как писатель-философ, затрагивая […]...
- Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина”; Роман Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Роман “Анна Каренина” создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на ее предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к […]...