Чем страшна теория Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути.

Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и предпринимающий

поиск истины, основываясь на вопросе “Тварь ли я дрожащая или право имею?”. На основании найденных ответов, он строит свою чудовищную теорию, о том, что всеобщего блага можно достичь, истребив то, что, по его личному мнению, душит человека. Ростовщица становится для него символом зла, которое нужно искоренить.

По его теории выходит так, что у одного человека, “право имеющего”, есть все полномочия, чтобы решать, кому жить, а кому умирать. Поэтому старуха-процентщица Алена Ивановна приговаривается на этом основании к смерти. Однако убийством старухи Раскольников не ограничивается, убегая и спасая

себя, он убивает ни в чем не повинную даже по его бесчеловечной теории блаженную Лизавету.

Обоснованная теория рушится и Раскольников осознает собственную несостоятельность в качестве спасителя человечества.

Моральные терзания героя на протяжении всего повествования принимают различные формы: попытки помочь семье горького алкоголика Мармеладова, порыва спасти свою сестру из лап хищного развратника Свидригайлова, любви из сострадания к Сонечке. Весь ужас в том, что Раскольников до последнего пытается оправдать себя тем, что лично для себя он ничего не желал, убивая старуху. Никакой корысти в его действиях действительно не было.

Все, чего он хотел – доказать состоятельность дикой теории о том, что можно кровью очистить мир. Не учел интеллектуал-недоучка того, что ростовщичество не само по себе зло, а зло, порожденное общим бедствующим положением людей. Процентщица лишь видимая часть айсберга человеческих несчастий и бед, а корни неустроенности гораздо глубже.

Беря в руки топор и отсекая, как ему кажется, лишнее, Раскольников просто уничтожает последнее звено цепи, сковывающей людей, не освобождая их, только принося себя в жертву. Бессмысленно и безрезультатно.

Парадокс в том, что желая всеобщего освобождения, он ничего не в силах изменить. Нищета и отчаяние толкают людей к ростовщикам закладывать последнее, а не сами процентщики. Они лишь паразиты, наживающиеся на болезненном состоянии общества, но никоим образом не причина сложившейся ситуации.

Не случайно Раскольников – студент, не окончивший университета. Его поиски знания и понимания только начались, а неверно избранный путь приводит к краху личности и идеалов. Роковая ошибка заложена в самой теории Раскольникова, возомнившего, что можно, вооружившись топором, достигнуть всеобщего блага.

Насилие, даже при попытке оправдать его “высокими идеалами”, остается безумием, не способным решить никаких проблем, а только создающим новые. Убивая старуху, герой раскалывает свою душу. Моральные муки, страх, угрызения совести и каторга – его удел. Он не изменил мир, но изменился сам, поэтому восклицает “Я не старуху убил, а себя убил!”.

Совершив преступление, Раскольников ищет заслуженного наказания, бичуя себя сполна. По сути, преступление Родиона Раскольникова заключается не столько в кровавом зверстве, а в его роковой ошибке при построении своей теории. Именно подобные теории о “праве сильного, лучшего” вершить судьбы порождают фашизм и национализм.

Любое проявление бесчеловечности не может быть ничем оправдано – вот что демонстрирует преступление Раскольникова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Чем страшна теория Раскольникова