Сочинение «Теория идеи Родиона Раскольникова и ее крах» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Федор Михайлович Достоевский всегда отличался глубиной, проникновенность своих произведений. Писатель дает персонажам свободу, поэтому они часто непоследовательны. Особое место в списке его великих творений занимает социально-философский роман «Преступление и наказание». Это произведение является яркой и правдивой картиной общества середины девятнадцатого века.
Роман «проводит» читателя по всем уголкам жизни, порой жестоким и мрачным уголкам.
Главный герой социально-философского романа «Преступление и наказание»
Видит Родион лишь страдания людей и в связи с увиденным размышляет об общественном устройстве. Будучи окруженным сплошным горем, Раскольников создает свою бесчеловечную теорию деления людей на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на свершение преступления ради всего человечества. Особые люди могут морально переступить через людей для достижения своих целей.
Специфика Достоевского в том,
Как писатель с православным мироощущением, Достоевский показывает в своем творчестве, что через страдание человек идет к истине и свету.
Теория Родиона Раскольникова — это детище общественной жизни России девятнадцатого века. В то время уже намечались революционные настроения, социальные противоречия все чаще будоражили общество.
Раскольников пытается понять, к какой категории его теории принадлежит он. Родион очень хочет быть «власть имеющим», особенным, но неодолимый страх гложет его — а вдруг он «вошь», вдруг он, являясь «тварью дрожащей», осмелился определять, кому жить, а кому умереть. Раскольников придумал совершить пробу — сильная ли он личность. Жертвой этого эксперимента Родион выбирает старуху-процентщицу.
По его мнению, смерть старухи пойдет всем на пользу, что ей не зачем жить.
Раскольников долго не решается на убийство — ведь это просто лишь на бумаге, в мыслях, но не на деле. Когда преступление совершено — дело за наказанием. Этим наказанием для Раскольникова становится тяжелое и трудное осознание своего преступления.
Теория, которая должна была спасти «униженных и оскорбленных», сделать Родиона Романовича сильной личностью, только ухудшила ситуацию. Ведь теория эта была создана Раскольниковым на основе собственного самоанализа и некоторых наблюдений. И это довольно эгоистично — превратить свой самоанализ, собственные догадки в пафосную теорию.
Крах теории для героя означает крах всего. Он теперь отрезан от мира, от людей. Если бы не Соня, Родион не смог бы жить дальше.
Мармеладова открыла ему свою «правду» — веру в людей и Бога, искренность. Но все равно в глубине души Родиона живет его теория, хоть он и раскаялся, жизнь его остановилась без идеи, без нового смыла.
Лишь на каторге, в последнем из четырех снов, в котором люди жестоко убивают друг друга ради всего человечества — только тогда мы видим окончательный и бесповоротный крах теории. Родион Раскольников полностью переродился и обратился к христианским — истинным ценностям. Роль этого и других снов в романе особая.
Ведь сновидения — это часть нашего бессознательного. Описывая сны своего героя Достоевский проникает в святая святых — в глубины души Родиона, скрытые от него самого. Эволюция снов показательна — первые два сна отражают мироощущение героя, его готовность к решительным действиям.
Последние же два — это отражение внутреннего наказания, неспокойной совести героя, когда ему в сновидении приходит уже убитая старуха-процентщица, а в самом последнем ставится идейная точка теории. Герой освободился теории, освободился для жизни.
Теория оказалась ложной и абсурдной. Будучи порожденной жизнью тяжелой, несправедливой, жестокой жизнью, теория побеждается так же жизнью, но светлыми ее сторонами. Любовь, вера, добро — вот что спасет человечество.
Федор Михайлович показал в своем романе правду — простую, но такую важную истину. Преступление всегда остается преступлением. Наказание в любом случае настигнет преступника. Смерть человека ничего не даст, каждый достоин жизни.
Теперь нам незачем повторять путь Родиона, чтобы понять это.