Безусловно, «Героя нашего времени» можно отнести к шедеврам русской литературы XIX века. Самой интересной и загадочной личностью, естественно, является главный герой повестей — Печорин.
Характерный эпизод романа:
«- Скажи мне, однако, как твои дела с нею?..
Он смутился и задумался: ему хотелось похвастаться, солгать, — и было совестно, а вместе с этим было стыдно признаться в истине.
— Как ты думаешь, любит ли она тебя?..
— Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!.. Как можно так скоро?..
Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет…
— Хорошо! И вероятно, по-твоему, порядочный человек должен тоже молчать о своей страсти?..
— Эх, братец! На все есть манера; многое не говорится, а отгадывается…
— Это правда… Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова… Берегись, Грушницкий, она тебя надувает…
— Она?.. — отвечал он, подняв глаза к небу и самодовольно улыбнувшись, -мне жаль тебя, Печорин!»
В этом эпизоде Печорин играет с Грушницким в кошки — мышки, внимательно следя за его ответами и невысказанными движениями души, и своими вопросами провоцирует его на проявление своих мнений и сомнений. Первый вопрос кажется совсем невинным, как и последующие, если взять их отдельно, но вместе они выстроены в четкую линию, раскрывающую душу Грушницкого полностью. Печорин вынуждает спутника говорить о том, о чем тот не хотел бы говорить, потому что никаких реальных симпатий он приобрести не успел.
Поэтому и колеблется Грушницкий, причину чего Печорин хорошо понимает. Незадачливый ухажер пытается отделаться туманными рассуждениями о «приличиях» («Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!..»), пытается убедить самого себя, что все происходит так, как это должно происходить («Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет…»), но его опять ставят перед необходимостью четко проговорить свое понимание реального положения вещей. Печорин не признает этой отговорки и, высказывая свое мнение без обиняков, нарочито приземленно, дает Грушницкому последний шанс быть честным: «Берегись, Грушницкий, она тебя надувает…».
Грушницкий не смог быть честным — он самолюбив неимоверно, и сама мысль о том, что кто-то может обмануть его ожидания, кажется ему нелепой.
Во время этого краткого диалога он бессознательно сделал выбор и предпочел упиваться иллюзией, высокомерно отвергнув мнение явно более опытного товарища. Его пафосно выраженное соболезнование («мне жаль тебя, Печорин!») — ярчайшая иллюстрация многозначного лермонтовского лаконизма и злой иронии. Потому что на самом деле выражать насмешливые соболезнования должен был как раз Печорин.
Контраст внешне выраженного фатального заблуждения и все понимающего ироничного молчания — один из любимых приемов писателя.
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман и его художественные особенности «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через сложность и противоречивость ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М, Ю. Лермонтова как психологический роман. Центральная проблема романа. Особенности композиции. Форма повествования 1. Психологическая картина общества в романе. 2. Какой вопрос занимает Печорина? 3. Композиция романа. В романе «Герой нашего времени» — первом большом социально-психологическом произведении в истории русской литературы — М. Ю. Лермонтов рассматривает социальные, нравственные и философские проблемы. Автор раскрывает перед читателем, как складываются взаимоотношения общества и такой неординарной личности, как его герой Григорий Александрович ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как нравственно-психологический роман в русской литературе XIX века Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стоит у истоков русского психологического романа, высшие достижения которого связаны в XIX веке с именами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. По словам Белинского, Лермонтов поставил «важный современный вопрос о внутреннем человеке». И действительно, «история души человеческой», а не внешняя, пусть и богатая событиями биография персонажа, является ... Читать далее...
- Тема любовного соперничества в русской литературе (На примере произведений А. С. Грибоедова «Горе от ума», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», И. С. Тургенева «Отцы и дети») 1. Соперничество Чацкого и Молчалина. 2. Взаимоотношения княжны Мери, Печорина и Грушницкого. 3. Столкновение Павла Кирсанова и Евгения Базарова. Говорить о любовном соперничестве применительно ко многим произведениям русской литературы можно лишь с большой долей условности. На самом деле мы же не можем сказать, что Онегин и Ленский соперничали из-за Ольги? То есть, Ленскому-то, конечно, дело ... Читать далее...
- Анализ дуэли Печорина с Грушницким в романе Герой нашего времени Лермонтова После написания романа «Герой нашего времени», Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким. Печорин и Грушницкий — трудно их назвать друзьями, но они были товарищами или приятелями. Их объединяла служба и похожий образ жизни, однако они были очень разными, и автор представляет их нам чуть ли ... Читать далее...
- Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века. (М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».) «Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов», — писал Белинский о романе «Герой нашего времени». Это произведение явилось первым русским психологическим романом, так как в нем логика повествования определяется логикой развития характера главного героя, а не хронологией событий. Рассказчик ... Читать далее...
- Печорин и Грушницкий — герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Второй вариант) (План) Конфликт Печорина и Грушницкого — один из главных в романе. (Личность Печорина вырисовывается во взаимоотношениях с окружающими, и в частности с Грушницким. Противопоставление Печорина и Грушницкого — это противопоставление истинного и ложного; Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин.) Грушницкий — пародия на Печорина. Ум Печорина и ограниченность Грушницкого. (Печорину свойственно анализировать как собственные поступки, ... Читать далее...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере повести «Фаталист») Известно, что сюжет «Фаталиста» был подсказан Лермонтову действительным происшествием. Его добрый знакомый кавказский помещик Аким Акимыч Хастатов (не его ли чертами наделен Максим Максимыч в одноименной повести «Героя нашего времени»?) поведал поэту о своем не слишком приятном приключении. Однажды Хастатов чуть не был зарублен пьяными казаками в станице Червленой. Лермонтов подобное приключение, но с гораздо ... Читать далее...
- РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Проблематика романа «Герой нашего времени». Ведущая тема романа — судьба современника, в котором воплотились существенные черты значительного круга интеллигенции времени николаевской реакции. Проблематика определяется темой произведения. Основными являются проблемы жизненного идеала; проблема скептицизма и пессимизма; проблема индивидуализма и эгоизма; проблема подлинных нравственных ценностей. Герои: Печорин (необычность и противоречивость его характера; поведение Печорина в различной среде: ... Читать далее...
- Герой нашего времени»- Н нравственно — психологический роман(его художественные особенности ) «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через сложность и противоречивость ... Читать далее...
- Особенности трактовки образа «героя времени» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Проблема личности — центральная в творчестве Лермонтова. С середины 1830-х годов он мучительно ищет героя, который мог бы воплотить в себе черты личности человека его поколения, «героя времени». Но насколько Григорий Александрович Печорин — центральный образ романа, многозначительно названного «Герой нашего времени», — соответствует тому, что понимается под этим определением? Сам автор в Предисловии к ... Читать далее...
- Почему роман М. Ю. Лермонтова называется «Герой нашего времени»? На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее, находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет? Нет, Печорин, подобно ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как философский роман Своеобразной вершиной творчества М. Ю. Лермонтова, завершением краткого творческого пути, стал выход в свет его романа «Герой нашего времени». Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видны черты самого автора. «Герой нашего времени» — первый в русской литературе социально-психологический и философский роман. Здесь общечеловеческие, вечные вопросы решаются применительно к личности главного героя. Какие же ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» первый «аналитический» роман в русской литературе Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, ибо время, когда живет Лермонтов, — это время глубоких общественных потрясений и разочарований, вызванных неудавшимся ... Читать далее...
- Философский роман Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин не просто так, только от скуки начинает «игру», далеко не веселую. Он тоскует, жаждет любви сильной, чистой, бескорыстной. Но в то же время он не верит в любовь женщины. Он ожесточен прошлым опытом. Отсюда его злые сентенции, философствования вроде: «.. .женщины любят только тех, которых не знают», или «нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин ... Читать далее...
- Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени» Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени. «Фаталист» до сих пор остается самой ... Читать далее...
- Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа «Герой нашего времени», Белинский отнес Лермонтова к числу таких «сильных художественных талантов», которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в «Отечественных записках», окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени». Эта повесть написалась не из желания заинтересовать публику, а из глубокой ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реалистическую тенденцию, заложенную в русской литературе творчеством Пушкина, и дал образец реалистического психологического романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определенной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, ... Читать далее...
- Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова? Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это произведение социально — психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя — Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер. О Печорине читатели получают ... Читать далее...
- Роман Лермонтова «Герой нашего времени» роман с «грустной думой» Роман Лермонтова был не только «грустной думой» о времени, но и «грустной думой» о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Роман или несколько повестей»(По роману «Герой нашего времени»М. Ю. Лермонтова) В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени». «Бэла» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей, когда еще роман не был дописан. Когда вслед за ними в «Отечественных записках» появилась повесть «Фаталист», редакция сообщила, что автор скоро издаст «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Читатели ждали именно сборник повестей, ... Читать далее...
- Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связаны с повестью «Княжна Мери». Здесь мы видим, что Григорий Александрович способен на благородные поступки. В этой повести Печорин активно взаимодействует со своим пародийным двойником — офицером Грушницким. Почти сразу же разгадав этого человека, Григорий Александрович начинает играть с ним, манипулируя его слабостями. Всем своим ... Читать далее...
- Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну Фигуру, один такт из своего места и поставить… В другое, не нарушив значение всего произведения. Л. Толстой Compositio в переводе с латинского — «составление, соединение» . Композиционные законы — итог эстетического познания, они отражают глубинные взаимосвязи реальности. Если взять, к примеру, композиционные приемы басни, то окажется, что они ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Лермонтова — социально-психологический роман Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодого человека 20-х годов XIX века: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти ... Читать далее...
- Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени» Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к роману поэт писал, что Печорин — обобщенный, типичный образ, «портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего молодого поколения». Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также ... Читать далее...
- Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом Задача, которую автор ставил перед собой: рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания. Перед нами не просто портрет героя эпохи. Перед нами, как сказано в предисловии к «Журналу Печорина», «история души человеческой». В предисловии к роману Лермонтов говорил о типичности своего героя: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман Роман «герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в конце 30-х годов XIX века во времена контрреформ, проводимых государством, во времена жестокого Николаевского правления. После поражения декабристов на Сенатской площади в 1825 году и их последующих казней и ссылок. Лермонтов внес огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Его роман стал темой ... Читать далее...
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Роман «Герой нашего времени» появился в столичных книжных магазинах в 1840 году. Публика отнеслась к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к ним, отозвались о романе крайне негативно. Критики писали, что «Герой нашего времени» — плохо стилизованный под западноевропейский роман, в котором автор описывает «в преувеличенном виде презренный характер» главного героя, Григория ... Читать далее...
- Печорин и Грушницкий — герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Первый вариант) (План) Композиционная и идейная роль образа Грушницкого в романе. (В центре романа — образ Печорина. Конфликт Печорина с Грушницким — один из основных, как противостояние истинного и ложного. Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин.) Грушницкий — пародия на Печорина. Система взглядов, определяющая поведение героев. (Ум Печорина (способность к самоанализу, логика суждения) — ограниченность Грушницкого (неумение ... Читать далее...
- Жанровые особенности повестей в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1. Особенности композиции романа. 2. Черты различных жанров. 3. Цель совмещения жанров. Композиция романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова достаточно сложна: события подаются не в хронологической последовательности, а по мере того, как автор узнает что-то новое о жизни своего героя. Источники этих сведений различны: это и рассказ Максима Максимыча, и личные наблюдения автора и, ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ «Герой нашего времени», написанный в 1838-1839 годах на основе «Записок офицера» и романа «Княгиня Лиговская», — первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в себе черты романтического и реалистического периодов в русской литературе начала и середины XIX века. Это роман о судьбе русского человека с пробудившимся сознанием, оказавшегося «лишним человеком» в эпоху «безвременья». В ... Читать далее...
- Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» » Желания? Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят, — все лучшие годы.» М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени» — одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Цель, замысел М. Ю. Лермонтова — показать современного ему человека, его психологию, как сам автор отмечает, «…портрет, составленный из пороков нашего поколения, ... Читать далее...
- Печорин — герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») (Первый вариант) Роман (бессмертное произведение) «Герой нашего времени» — вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин — порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ ... Читать далее...
- Образ дороги в произведениях русской литературы XIX века («Метель», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова) 1. Значение образа дороги в литературе. 2. Дорога в произведениях А. С. Пушкин. 3. Дорога в произведениях М. Ю. Лермонтова.. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. М. Ю. Лермонтов Образ дороги является в литературе одним из старейших не только в русской ... Читать далее...
- Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по русскому) «Герой нашего времени» — это роман, содержащий пять глав. М. Ю. Лермонтов свое произведение писал в социально — психологической направленности. Все главы, представлены в форме отдельных повестей, которым свойственно не сюжетное расположение, а фабульное. Посредством данного приема автор сумел добиться наиболее полного изображения психологического портрета главного героя. Читатель благодаря этому смог с максимальной объективностью представить, ... Читать далее...
- Особенности образа рассказчика в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов», — пишет Белинский о романе. Это произведение явилось первым русским психологическим романом, так как в нем логика повествования определяется логикой развития характера главного героя, а не хронологией событий. Если бы мы попытались ... Читать далее...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Роль каждой повести в романе Композиция — это расположение, строение произведения. Роман (бессмертное произведение) «Герой нашего времени» состоит из нескольких повестей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого. Особенность композиции в том, что отдельные повести расположены не в хронологическом порядке (т. е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть ... Читать далее...
- Проза Лермонтова, на примере романа «Герой нашего времени» Проза Лермонтова — и в особенности «Герой нашего времени» — сейчас хорошо освещенная область его творчества. Работу исследователя первым начал Белинский, установивший связь центральной фигуры «Героя нашего времени» с образом Онегина, преемником которого в иных исторических условиях явился Печорин: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою ... Читать далее...
- Особенности композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени» Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать ... Читать далее...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова Роман (бессмертное произведение) Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в Роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них ... Читать далее...
Роман «Герой нашего времени» — шедевр русской литературы. Особенности стиля Лермонтова (на примере одной из сцен)