Лекция 3. Роман Булгакова “Белая гвардия”



После бурной первой четверти XIX века, ознаменовавшейся наполеоновскими войнами и закончившейся восстанием декабристов, русская жизнь вступила в стадию неспешного и стабильного исторического развития. Эпоха романтизма в русской литературе, с ее господством поэзии, закончилась. Сначала проза как тип художественной речи, в наибольшей степени соответствующий эстетическим представлениям времени, потеснила поэзию, а затем в прозаической эпической литературе возобладал Роман, став наиболее продуктивной художественной формой, способной

адекватно отразить многочисленные и многообразные социальные, культурные, экономические связи, в которые вступал человек в процессе жизни.

Роман (бессмертное произведение) стал своеобразным художественным эпосом XIX века. И поэтому в первую очередь с жанром романа связан расцвет русской реалистической литературы XIX века. В основе сюжетов классических романов лежала, как правило, судьба одного человека (вспомним “Отцов и детей”, “Обломова”, ” Преступление и наказание“), вбиравшая в себя основные культурно-исторические, социально-психологические, философско-этические проблемы соответствующей

эпохи, решавшиеся автором романа.

Центральный персонаж романа претендовал на роль “героя своего времени”, в котором современники узнавали наиболее характерные черты личности, рожденные условиями соответствующей эпохи.

Исторические катаклизмы, обрушившиеся на Европу и Россию в первой четверти XX века, не могли не сказаться на жизни художественных форм. Это приводит к тому, что в начале 20-х годов в русской литературе возникает ощущение исчерпанности романа как жанра, со всей определенностью выраженное в статье О. Мандельштама “Конец романа”: “Отличие романа от повести, хроники, мемуаров или другой прозаической формы заключается в том, что роман – композиционное, замкнутое, протяженное и законченное в себе повествование о судьбе одного лица или целой группы лиц Вплоть до последних дней роман был центральной насущной необходимостью и организованной формой европейского искусства происходило массовое самопознание современников, глядевшихся в зеркало романа Мера романа – человеческая биография или система биографий Ныне европейцы выброшены из своих биографий, как шары из биллиардных луз Человек без биографии не может быть тематическим стержнем романа, и роман, с другой стороны, немыслим без интереса к отдельной человеческой судьбе…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лекция 3. Роман Булгакова “Белая гвардия”