Компоненты средневековой литературы

Эпоха Средневековья длится более тысячелетия. Понятие “Средние века” возникло в XV веке, когда итальянские гуманисты (Л. Бруни), осознав прошлое как историю, разделенную на периоды, выделили эпоху Античности (древности) и свою эпоху – Новое время, а тысячелетие, лежащее между этими двумя эпохами, назвали Средними Веками. С точки зрения гуманистов Возрождения, а позже просветителей XVIII в., Средневековье – мрачная эпоха гибели высокой античной культуры, эпоха варварства и засилья церкви, настоящий провал в европейской истории.

Только

в конце 18 – начале 19 века, во многом под влиянием И. Г. Гердера и романтиков, ученые увидели в Средневековье закономерный этап развития общества, в средневековой литературе и искусстве была обнаружена своеобразная глубина и красота.

3 компонента средневековой литературЫ:

1. Христианство – база средневекового менталитета. Оно проникает в литературу медленно, особенно если говорить о литературе на национальных языках. Тема – житие святых.

2. Фольклор – мифологии тех народностей, которые в Средние века были молоды (кельтская мифология, германская…)

3. Античное наследие – средневековое

сознание очень последовательное, проникнуто глубоким символизмом.

В Средневековье есть официальная культура, а есть время карнавалов, что является “культурой наоборот”.

Эпос – осмысление национальных корней, т. е. становясь нацией происходит формирование эпоса. Здесь присутствуют и Боги и эпические начала.

К 12 веку рыцарство, осознавшее себя господствующим сословием, создает особую светскую культуру – куртуазию. К традиционным требованиям (храбрость, владение оружием, верность сюзерену и т. д.) добавились новые:

* Рыцарь должен быть вежливым, т. е. знать этикет;

* Рыцарь должен быть образованным (уметь писать, читать, в том числе и античных авторов);

* Рыцарь должен быть влюбленным (любить по определенным правилам, его любовь должна быть верной, нетребовательной, скромной и т. д., объектом любви должна быть жена его сюзерена);

* Рыцарь должен воспевать Даму своего сердца в стихах и песнях.

12 век – появление термина “роман”, что означало текст на национальном языке, не на латыни.

Рыцарский роман (фр. romanz) – повествовательный жанр европейской средневековой литературы, преимущественно стихотворный (написан попарно рифмующимся восьмисложником, впервые примененным в англо-нормандских хрониках). Называется также “куртуазный роман”. Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества.

Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы. “Роман воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом. Именно в этом, вне всякого сомнения, состояла его первичная социальная функция: она на многие века пережила условия, которые вызвали ее к жизни”.

Сами средневековые французы понимали термин “роман” широко, включая переложения разнообразных героических и любовных историй на “романском”, то есть старофранцузском, языке, но не на темы французской национальной истории. Таким образом, “роман” противостоял, с одной стороны, литературе на латинском языке, включая и латинские источники античного цикла, а с другой – французскому героическому эпосу, жестам, “песням о подвигах”

Рыцарский роман – основной жанр средневековой литературы. Но помимо этого существовала и городская культура, не только рыцарская – еще были мистерии, фарсы, миракли, литургические драмы и др. Но именно рыцарский роман находит продолжение в более поздней литературе.

Например, сейчас вновь возвращаются традиции рыцарского романа. Рыцарский роман охотно прибегает к атмосфере сказочности и прямому использованию сказочных мотивов и фантастики.

Особенности рыцарского романа – мир ориентирован на идеалы рыцарства:

1. Служение не только даме, но и королю и Богу – это и определяет линию подвигов.

2. Служение не во имя рода или вассального долга, а ради собственной славы и прославления возлюбленной

3. Обилие экзотических описаний и фантастических мотивов сближает рыцарский роман со сказками, литературой Востока и дохристианской мифологией Центральной и Северной Европы. На развитие рыцарского романа оказали влияние переосмысленные сказания древних кельтов и германцев, а также писатели античности, особенно Овидий.

4. Ядро рыцарского романа – “авантюра”, предусматривающая соединение двух элементов: любви и фантастики

5. Наличие автора с определенной позицией


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Компоненты средневековой литературы