Теория литературы: Что такое новелла?
Новелла – жанр по преимуществу прозаический, хотя в разные времена она включала в себя стихотворные куски. Новелла в прозе с начала XIX в. возникает повсеместно в Америке и в Европе, оказывая влияние на развивающийся роман, что особенно заметно в России. В свою очередь, роман, по М. М. Бахтину, окрашивает многие соседствующие жанры, появляются жанровые гибриды. Что такое, например, “Пиковая дама”?
А “Герой нашего времени” – роман в новеллах? А “Русские ночи” и циклы всевозможных “Вечеров”? К 1830-м гг. в русской литературе
Проза влияет на поэзию, поэзия – на прозу. Было бы даже странно не увидеть кругом ни одной отдельной или вставной стихотворной новеллы. Вот мы и попробуем на эту роль “Сон Татьяны”.
Но что такое, собственно, новелла? О ней существует огромная литература, и, как всегда в таких случаях, чем больше она растет, тем непостижимее становится проблема. Так, по мнению Е. М. Мелетинского, “нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы” (9)*.
С
Приведем несколько дефиниций из “Поэтики” Томашевского:
“Новелла обычно обладает простой фабулой с одной фабульной нитью “…” с короткой цепью сменяющихся ситуаций или, вернее, с одной центральной сменой ситуаций”. “Новелла развивается “…” преимущественно в повествовании”. “Основным признаком новеллы как жанра является твердая концовка”. “Развязка достигается путем введения новых лиц и новых мотивов, не подготовленных развитием фабулы”. “Простейший прием связывания новелл – при помощи обрамления”. “Герои и мотивы некоторых новелл цикла пересекаются с героями и мотивами обрамляющей новеллы”. “Новелла как самостоятельный жанр есть законченное произведение. Внутри романа это только более или менее обособленная сюжетная часть произведения и законченностью может не обладать.
Related posts:
- Что такое Новелла? Определение Новелла (от итал. novella – новость) – малый повествовательный жанр, произведение небольшого объема, рассказ с остро развивающимся сюжетом. В центре внимания автора новеллы – “неслыханное происшествие” (Гете). Для новеллы характерно противопоставление ситуаций, острый драматический конфликт, композиционная четкость, предельная концентрация на ядре сюжета – одном необыкновенном событии, неожиданная развязка. По замечанию Э.Я. Фесенко, “новелла в отличие […]...
- Что такое новелла? Новелла – это литературный жанр, оформленный в виде прозы. Она меньше романа с его описательной детализацией моментов, но больше рассказа. Обычно новелла не так популярна среди читателей, как другие эпические жанры большого размера. Но ее написание требует немалого творческого воображения и точных выразительных средств. Ведь автор должен уместить в краткий объем максимум личностных эмоций, заостренный […]...
- Теория литературы: Что такое “научная”; проза? Удивляться надо не тому, что только в последней трети XX в. в русской литературе появились художественные произведения об ученых и их работе (так называемая “научная” проза), а тому, что этого не случилось раньше и куда в больших масштабах. Объяснение, впрочем, лежит на поверхности. Все, что связано с серьезными научными исследованиями, в стране было строго засекречено. […]...
- Теория литературы: Что такое акмеизм? “О библиотеке поэта” М. Горький поставил ряд серьезных вопросов, касающихся характера буржуазной поэзии: “Почему с начала XIX века буржуазия – класс-“победитель” – выдвинула из своей среды так много поэтов-пессимистов… не создала поэзии мужественного героического характера?”. Ответ на эти вопросы не так прост. Ясно одно: победа буржуазии не привела к разрешению классовых противоречий, а, наоборот,- еще […]...
- Теория литературы: что такое Постмодернизм? Возникновение и распространение постмодернизма, научные работники связывают с определенным недовольством положения, которое сложилось в культуре, искусстве, философии второй половины XX столетия. Весь культурный опыт, который был накоплен предыдущими эпохами, в том числе и модернизмом, начал переосмысливаться с целью выявления общих ценностей, которые могут оказывать содействие объединению человечества на основе разных идеологий, религий, философий. В литературоведческом […]...
- Теория литературы: Что такое изложение? Изложение – традиционный для школы вид письменной работы, способствующий совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного владения языком. По мнению психологов, самым эффективным является комплексное обучение, при котором умение воспринимать речь формируется в сочетании с умением строить высказывание. В этом отношении изложение является оптимальным видом работы. Обычно задачи по литературе для учеников […]...
- Матвеева Новелла Николаевна Матвеева Новелла Николаевна родилась в Детском Селе (ныне г. Пушкин) Ленинградской области в семье географа, историка-краеведа Н. Н. Матвеева-Бодрого и поэтессы Н. Т. Матвеевой-Орленевой. Дед Новеллы, Н. П. Матвеев-Амурский, также был поэтом и автором первой “Истории города Владивостока”. Стихи Новелла Матвеева начала писать с детских лет, что весьма объяснимо учитывая семейное окружение. Мелодии первых песен […]...
- Теория литературы: Роман Роман – эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается в художественном пространстве и времени. Роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные стихии, которые не исчерпывают и не поглощают друг друга, и именно в этом заключается определяющая особенность его жанрового содержания. История индивидуальной […]...
- Новелла В. Т. Нарежного Ирена (*Общие критические статьи) Русская проза начала XIX века, и новелла в том числе, уже пробовала найти связь между судьбой частного человека и общей исторической жизнью – путь, который в дальнейшем приведет к созданию больших эпических полотен (например, “Капитанской дочки”, “Войны и мира”). На фоне исторических событий происходит действие новеллы В. Т. Нарежного “Ирена”, стилизованной под древнерусское повествование. Сюжет […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Новелла Одоевского Привидение (*Общие критические статьи) И совсем уже двойственный характер носит новелла Одоевского “Привидение”, завершающая сборник. Повествовательная техника здесь крайне усложнена. Желание молодой графини, переодевшейся в белое покрывало, “проучить” сына заканчивается для нее трагически. Сбывается проклятие матери, старой графини, и, судя по всему, это и есть развязка. Но, как потом выясняется,- ложная. Молодой человек неожиданно сообщает рассказчику, что “графиня здравствует […]...
- Теория литературы: Традиции русского стихотворного романа В этой публикации будет намечена магистраль романа в стихах как жанра, проходящая от “Евгения Онегина” через две главные точки: “Свежее преданье” Я. П. Полонского и “Возмездие” А. А. Блока. Разумеется, эту схему легко заполнить, достаточно назвать до Полонского “Евгения Вельского” М. Вознесенского (?), “Сашку” М. Лермонтова, “Двойную жизнь” К. Павловой, “Олимпия Радина” Ап. Григорьева и […]...
- Теория литературы: Первая половина XX столетия В конце XIX столетия стали ощутимыми тревожные симптомы мирового развития. В обществе, где, на первый взгляд, властвовал правопорядок, мораль, религия, появились вдруг деструктивные элементы, которые не постигались умом. Жестокая рыночная борьба в промышленности, истребительные империалистические войны, социальные революции и т. п. Предчувствие неминуемых исторических и социальных катаклизмов, которое продолжало пессимистические расположения духа, непринятие новой жестокой […]...
- Новелла Ивана Новикова Повести о Фроле Скобееве (*Общие критические статьи) Новелла Ивана Новикова была свободной переделкой авантюрной “Повести о Фроле Скобееве”: автор переменил имена, осложнил фабулу многими бытовыми деталями, ввел новые действующие лица. В новом обличий предстал и главный герой повести – Селуян Сальников. Не просителем, как Фрол Скобеев, но хозяином положения. Зазевавшемуся свекру практичный Селуян дает “подмахнуть” купчую на 2600 дворов вместо предложенной на […]...
- Новелла М. Д. Чулкова Скупой и вор (*Общие критические статьи) Линию плутовской новеллы в нашем сборнике продолжает “Скупой и вор” М. Д. Чулкова. По своей форме эта новелла близка к бытовому анекдоту – жанру, нацеленному на воспроизведение комически характерного в жизни людей современной автору эпохи. Как и у Новикова, в новелле Чулкова нет четкого деления героев на плохих и хороших. Писатель изображает среду, в которой […]...
- Теория литературы: О характеристике гротеска Концепция гротеска восходит к Ренессансу, когда были открыты римские орнаменты, состоящие из причудливых комбинаций животных, растительных и человеческих черт. М. М. Бахтин связывал гротеск с карнавальной культурой и проследил эволюцию этого художественного приема от Рабле до романтизма, в котором гротеску придавалось особое значение. Если в карнавальной и возрожденческой традиции сочетание противоположностей – смерти и рождения, […]...
- Готическая литература, роман, новелла. Карамзин Сиерра-Морена. (Карамзин Н. М.) С конца XVIII века жанровые признаки новеллы проявляются в ином, отличном от авантюрной прозы, типе повествования. Это – готическая литература, или литература ужасов. В Россию она проникает с романами А. Радклиф, М. Гр. Льюиса, находит здесь многочисленных поклонников и подражателей. Разбойники и подземелья, С полдюжины на башне сов; Луна чуть светит сквозь ущелья; Вдали шум […]...
- Фацеции Переводная новелла в русской литературе ФАЦЕЦИИ (от лат. facetia – насмешка, острота) – сборник коротких анекдотов, комических рассказов, переведенный на русский язык в конце 1679 г. В науке принято латинское название сборника, в русских рукописях он называется “Повести смехотворны…”. В русскую литературу Ф. пришли через Польшу. Польский сборник “Фацеции, или Жарты польские” был составлен около 1570 г. на основе различных […]...
- Новелла Н. Волнового “Кот в сапогах” Н. Волновой – писатель, рожденный революцией, ею призванный к творчеству. Поэтому революция в его произведениях часто появляется в образе Матери, в образе Марии, в образе Женщины. Своеобразным символом, настоящим образом революции выступает женщина в новелле “Кот в сапогах”, товарищ Жучок. С глубокой задушевностью, солнечной привлекательностью рисует художник того “кота в сапогах”, товарища Жучка – женщину, […]...
- Биография Матвеева Новелла Николаевна (р. 1934) Матвеева Новелла Николаевна (р. 1934), поэтесса. Родилась 7 октября в городе Пушкин Ленинградской области. С детских лет пишет стихи. Печатается с 1958. Первый сборник вышел в свет в 1961; затем последовал второй сборник – “Кораблик” (1963). Матвеева сразу стала необыкновенно популярной – она была одним из первых поэтов-бардов, клавших свои стихи на музыку […]...
- Новелла Г. Косынки “Мать”: психологизм художественной детали Григорий Косынка (настоящая фамилия – Григорий Стрелец) – выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном. Соответственно миропониманию и мироощущению, Косынка не стал послушным иллюстратором выдуманных властью и критикой побед революционных идей в послеоктябрьской Украине. Он реально […]...
- Теория литературы: Античный кинизм на примере творчества Венедикта Ерофеева Средневековое юродство, как и античный кинизм, были для своих эпох чем-то вроде постмодернизма. “Жизнь юродивого, как и жизнь киника, – это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее, перестановка его с ног на голову…” – обобщает А. М. Панченко56. Речь, собственно, идет о том, что юродивый, как и писатель-постмодернист, вступает в диалог с хаосом, […]...
- Что такое “Род литературы” РОД ЛИТЕРАТУРЫ – устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия. Аристотель в “Поэтике” выделил три “способа подражания”. Соответственно этому разделению говорят о трех основных родах литературы: эпосе, лирике и драме. По отношению к воспринимающему эпос есть рассказ о событиях и состояниях, драма – их показ, лирика – их переживание как […]...
- Новелла В. Стефаника “Новость” В самом деле, лаконизм выражения М. Горького, который стал названием этого произведения, до сих пор вызывает в В. Стефаника самые тяжелые ощущения. За ними пропасть человеческого горя, страданий, переживаний. Каждое выражение писателя это пружина, которая выстреливает правдой. Читая новеллы В. Стефаника, забываем о себе, грустим, приходим в ужас, думаем, находимся под магическим действием художественного слова. […]...
- Лирическая новелла “Дым” Марии Конопницкой Некоторые из ее стихотворений стали песнями русских рабочих, включались в сборники революционных стихов и песен (“Вольный батрак”, “Как король шел на войну” и др.). Прогрессивные издательства выпускали ее рассказы для народных и школьных библиотек. Великая польская писательница, видевшая свою миссию в “служении народу”, служила ему и в мировой литературе, подарив маленьким читателям 12 книжек, связанных, […]...
- Готическая литература, роман, новелла. А. А. Бестужева Замок Эйзен (*Общие критические статьи) В готической новелле А. А. Бестужева “Замок Эйзен” перед читателем предстает весь арсенал ужасов, о которых говорится в пародии О. Сомова,- подземелья, убийства – одно страшнее другого. Действие происходит в средневековом замке – страшном символе насилия и зла. И здесь вновь возникает столь любимый русской новеллистикой начала XIX века мотив – мотив оживающего мертвеца. Однако […]...
- Новелла Н. Волнового “Я (Романтика)” Новелла “Я (Романтика)” имеет лирическое начало. Именно из него возникает зримый, реальный образ Матери: “Из далекого тумана, из тихих озер загорной коммуны шелестит шелест: то идет Мария”. Выныривает тот образ как воспоминание, как мечтание у утомленного в жестоких битвах ее сына, приходит к нему, когда он имеет минутку для передышки. И среди ассоциативных химерических сплетений […]...
- НОВЕЛЛА “ТАМАНГО” (сочинение-отзыв) Новелла “Таманго” произвела на меня неизгладимое впечатление. В основу описанной Проспером Мериме истории легло не какое-то определенное событие. Необходимые детали писатель выбрал из вышедших в разное время книг, из газетных заметок и журнальных статей. Местный колорит – несколько йолофских слов и реалий – он мог заимствовать из дневниковых записок кого-либо из африканских путешественников тех лет. […]...
- Что такое литературный процесс? (в контексте украинской литературы) Литературный процесс – это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле не только художественную литературу, а и все, связанное с ней: критику, литературоведение, философию, сопредельные искусства. Он состоит из таких факторов: творческие направления, их становление, развитие, упадок; стилевые течения, борьба между ними, временные границы; творческий задел […]...
- Творчество Л. Бирса – яркая, драматичная страница в истории американской литературы В 80-е и 90-е годы он становится известным журналистом и новеллистом. Творчество Л. Бирса – яркая, драматичная страница в истории американской литературы, которая и ныне привлекает внимание американских и русских, литературоведов. На мировоззрение писателя оказали влияние Платон, Аристотель, а из современных ему философов – Герберт Спенсер. А. Бирс верил в предопределенность жизни человека, Как и […]...
- Хромосомная теория наследственности Вопрос 1. Что такое сцепленное наследование? Сцепленное наследование – это совместное наследование генов, находящихся в одной хромосоме (т. е. в одной молекуле ДНК). Например, у душистого горошка гены, определяющие окраску цветков и форму пыльцы, расположены именно таким образом. Они наследуются сцепленно, поэтому при скрещивании у гибридов второго поколения образуются родительские фенотипы в соотношении 3:1, а […]...
- Что такое Война и Мир? В неизданном предисловии к “Войне и миру” Л. Н. Толстой говорил о том, что русские не умеют писать романов в том смысле, в каком этот род сочинений понимается в Западной Европе, “Что такое Война и Мир? – спрашивал он себя и читателя. – Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. Война и […]...
- Лермонтов, Герой нашего времени. Тамань. Охарактеризуйте особенности языка, которым написана новелла Найдите в тексте картины и сцены романтического и реалистического планов. Как они между собой связаны? В “Тамани” сталкиваются романтическая и реалистическая стихии романа: необыкновенная прелесть и очарование тонкого романтического колорита и реалистичность, выразившаяся в безукоризненном жизненном правдоподобии. Так, Печорин с самого начала понимает безрассудность тех отношений, в которые он вступает с контрабандистами и ундиной. Но […]...
- Урок литературы в 7 классе Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького “Старуха Изергиль”) Учитель русского языка и литературы: Козлова Ольга Васильевна ОГАОУ “Центр образования “Ступени” г. Биробиджан. Урок литературы в 7 классе Тема: Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького “Старуха Изергиль”) Цель урока: Помочь учащимся осмыслить понятие “подвиг”, поступки героев с точки зрения человеческой личности. Показать особенности ранней прозы Горького, отметить ее народно – поэтические […]...
- Новелла Фаталист. Герой нашего времени. (Лермонтов М. Ю.) Фаталист.- Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1812-1905), “Фаталист” “списан с происшествия, бывшего в станице Червленпой с (Акимом Акимовичем.- И. Ч.) Хастатовым”, дядей Лермонтова: “По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым”. Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. […]...
- Что такое Повесть? Определение Повесть – средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп повествования, равномерное распределение сюжетного напряжения по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, романтическое или […]...
- Что такое Рассказ? Определение Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные черты жанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда – присутствие рассказчика. Жанр рассказа в европейской литературе представлен в […]...
- “Благородный жулик” в новеллах О’Генри На конец 90-х годов XIX века – начало 900-х приходится творчество О’Генри (псевдоним Уильяма Сиднея Портера), блестящего юмориста и сатирика, большого мастера короткого рассказа. Известность ему принесли новеллы о Латинской Америке, где автор пребывал во время своих скитаний. Значительная группа новелл О’Генри посвящена описанию капиталистического города. Большой город равнодушен и жесток к судьбе маленького человека. […]...
- Определение: Что такое Сказки? Сказки – это популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов. Рассказчики и слушатели сказок были выходцами из народа. Сказки передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Сказки подразделяются на несколько видов: сказки о животных, волшебные и бытовые. В сказках о животных обычно изображают комические ситуации, где высмеиваются человеческие пороки. Волшебные […]...
- НОВЕЛЛА О СЭЙДЗЮРО ИЗ ХИМЭДЗИ ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов Е. М. Дьяконова Ихара Сайкаку Пять женщин, предавшихся любви Роман (1686) НОВЕЛЛА О СЭЙДЗЮРО ИЗ ХИМЭДЗИ Отличные камышовые шляпы делают в Химэдзи! В большой шумной гавани на берегу моря, где всегда стоят на причале богатые заокеанские суда, жил среди винокуров человек по имени Идзуми Сэйдзюро, веселый процветающий красавец, с младых ногтей […]...