Теория литературы: Что такое новелла?



Новелла – жанр по преимуществу прозаический, хотя в разные времена она включала в себя стихотворные куски. Новелла в прозе с начала XIX в. возникает повсеместно в Америке и в Европе, оказывая влияние на развивающийся роман, что особенно заметно в России. В свою очередь, роман, по М. М. Бахтину, окрашивает многие соседствующие жанры, появляются жанровые гибриды. Что такое, например, “Пиковая дама”?

А “Герой нашего времени” – роман в новеллах? А “Русские ночи” и циклы всевозможных “Вечеров”? К 1830-м гг. в русской литературе

в самом разгаре размывание старых жанров и становление новых.

Проза влияет на поэзию, поэзия – на прозу. Было бы даже странно не увидеть кругом ни одной отдельной или вставной стихотворной новеллы. Вот мы и попробуем на эту роль “Сон Татьяны”.

Но что такое, собственно, новелла? О ней существует огромная литература, и, как всегда в таких случаях, чем больше она растет, тем непостижимее становится проблема. Так, по мнению Е. М. Мелетинского, “нет и, по-видимому, не может быть единого и исчерпывающего определения новеллы” (9)*.

С Мелетинским нельзя не согласиться: он прав, но, поскольку мы намерены

вставить “сон” в жанровый корсет новеллы, необходимо все-таки получить известный набор признаков жанра. С этой целью мы обратимся к чрезвычайно обоснованным, устойчивым и ясным определениям Б. В. Томашевского. Разумеется, речь пойдет о прозаической новелле, но тем интереснее найти соответствие ее чертам в поэтическом тексте.

Приведем несколько дефиниций из “Поэтики” Томашевского:

“Новелла обычно обладает простой фабулой с одной фабульной нитью “…” с короткой цепью сменяющихся ситуаций или, вернее, с одной центральной сменой ситуаций”. “Новелла развивается “…” преимущественно в повествовании”. “Основным признаком новеллы как жанра является твердая концовка”. “Развязка достигается путем введения новых лиц и новых мотивов, не подготовленных развитием фабулы”. “Простейший прием связывания новелл – при помощи обрамления”. “Герои и мотивы некоторых новелл цикла пересекаются с героями и мотивами обрамляющей новеллы”. “Новелла как самостоятельный жанр есть законченное произведение. Внутри романа это только более или менее обособленная сюжетная часть произведения и законченностью может не обладать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Теория литературы: Что такое новелла?