Что такое «Род литературы»
РОД ЛИТЕРАТУРЫ — устойчивый (типологический) принцип оформления образного мира литературного произведения, определяющий характер его восприятия. Аристотель в «Поэтике» выделил три «способа подражания». Соответственно этому разделению говорят о трех основных родах литературы: эпосе, лирике и драме.
По отношению к воспринимающему эпос есть рассказ о событиях и состояниях, драма — их показ, лирика — их переживание как бы изнутри. Драму сближает с эпосом наличие сюжета, возможность сравнительно широкого охвата действительности,
Драматическое же действие и лирическое переживание, хотя бы произведение было создано много веков назад, разворачивается словно
Кроме основных родов литературы существуют переходные образования: лиро-эпика, лирическая драматургия (например, блоковская), драматическая поэма (стихотворная драма для чтения). Шире всего представлена начиная с эпохи романтизма лиро-эпика, а в ее рамках — поэма (какой она стала в XIX в.) и баллада. Так, «Мцыри» Лермонтова — поэма-исповедь, близкая прежде всего к лирике, но ее страстный герой, жаждущий действия (он «мог бы быть в краю отцов / He из последних удальцов»), — вместе с тем во многом герой эпический. Баллада же имеет много разновидностей, тяготеющих как к лирическому, так и к эпическому полюсу.
Наиболее известна романтическая баллада о страшном и таинственном, о соприкосновении сущностно различных миров. Нередки пейзаж в зачине (иногда и в концовке), диалог (спор) персонажей или монолог, обращенный к условному, предполагаемому собеседнику, оттягивающий печальную и страшную концовку; диалог может охватывать почти всю балладу, драматизируя ее. Дидактические жанры (притчи, басни) имеют эпическую основу, но их иносказательный смысл приближает эти произведения к лирике.
Разные теоретики пытались добавить к трем основным родам литературы еще один или несколько: сатиру, сценарии и другие тексты, относящиеся к разным видам искусства, даже роман интерпретировался как род литературы, а не жанр или вид. Во всех этих случаях смешиваются критерии выделения литературных родов. Тексты, используемые в разных видах искусства (например, оперные либретто, киносценарии, надписи на плакатах и т. д.), — реальность, но они и должны рассматриваться как межвидовые явления, а не роды литературы.