Русский сентиментализм
Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.
Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве
Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.
Герои произведений сентименталистов – простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слезы, вздыхают, ахают – не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. Но обратим внимание на те изменения в изображении
В классицизме герой воплощает в себе всеобщее – в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера – так зарождается психологизм.
Писатель-сентименталист создает в своем произведении особый образ – образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция – объективность. В сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье “Что нужно автору” Н. М. Карамзин писал: “Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, – или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей”.
В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.
Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и молодого Жуковского.
Для России, где эпоха Просвещения началась позже и в результате оказалась намного короче, чем в европейских странах, наиболее актуальными оказались просветительские тенденции сентиментализма, которые проявились, например, в “Письмах русского путешественника” Карамзина и в “Путешествии из Петербурга в Москву” Радищева, в дидактическом, нравоучительном характере басен Дмитриева, в обращении к исторической тематике в повестях Карамзина, во внимании к природе в произведениях молодого Жуковского.
Основные черты российского сентиментализма: просветительские тенденции, совершенствование литературного языка (введение разговорных форм, просторечия).
- О русском сентиментализме Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения. Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век […]...
- Сентиментализм Литературные направления и течения Сентиментализм (от английского sentimental – чувствительный) – течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма. Основные признаки: 1. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности. 2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом доминантой “человеческой природы” объявлял чувство, а не разум. 3. Условием формирования идеальной личности […]...
- Н. М. Карамзин: писатель и историограф. Сентиментализм. “Бедная Лиза” Беседа: активизация знаний Тему не объявляем и на доске не записываем. – Послушайте отрывок из произведения, вспомните его название и имя его автора. Еще одно, последнее сказанье – И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой […]...
- Русский сентиментализм, как направление в литературе Русский сентиментализм прошел в своем развитии четыре этапа, которые объединяет использование писателями-сентименталистами одного и того же творческого метода, а разделяет разная степень его глубины и совершенства. При этом наблюдается следующая закономерность: от первого этапа к третьему творческий метод обогащается, на четвертом – оскудевает. Границы первого этапа с 1760 по 1775 г. В 1760 г. появляется […]...
- Карамзин и русский сентиментализм Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу, он преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной русской речи… При нем и вследствие его влияния тяжелый педантизм и школяр- ство сменялись сентиментальностью и светскою легкостью, в которых много было странного, но которые были важным шагом вперед […]...
- “Прекраснодушный” сентиментализм Карамзина (на примере “Бедная Лиза”, “Юлия”) Гуманистический настрой “Бедной Лизы” усилен не только авторским отношением к своей героине, но и к Эрасту. При явном сочувствии к героине, отказе от сословных предрассудков (“и крестьянки любить умеют”), Карамзин в конструировании ее образа далеко не полностью выходит за рамки “канонов” классицизма: Лиза выписана однолинейно, она чувствительна и добродетельна, а ее “падение” по законам натуры […]...
- Сочинение на тему: Сентиментализм в повести Бедная Лиза, Карамзин Сентиментализм Н. М. Карамзин – наиболее видный представитель сентиментализма в русской литературе, о чем свидетельствует его знаменитая повесть “Бедная Лиза”, написанная в 1792 году. В те годы сентиментализм был на пике своего развития и был особенно популярен в Западной Европе. Его основу составлял новый подход к человеку как существу чувствительному. Он мог проявляться как в […]...
- Сентиментализм в русской живописи Разительные перемены произошли в XVIII в. в русской живописи, находившейся, как и вся русская культура, в процессе стремительного освобождения от господства церкви. Если до этого времени в ней преимущественно развивался жанр иконы (по воспоминаниям современников, попадая в Дом чужеземцев, русские по обычаю кланялись, как иконе, первой попавшейся на глаза картине), то в XVIII ст. на […]...
- Сентиментализм в драматургии. Владислав Александрович Озеров (1769-1836) Сентиментализм оказал влияние и на драматургию (например, сентиментальные драмы М. М. Хераскова). В изучаемый период в печати и на сцене появляется немало сентиментальных драм, разрабатывающих характерные для данного направления мотивы. Как и в повестях, на сцену выводятся герои, не принадлежащие к привилегированным сословиям, даже крестьяне. Драматурги сочувствуют страданиям простых людей и осуждают тех, кто причиняет […]...
- Творческий метод сентименталистов (пафос сентиментализма) Творческий метод сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. В связи с этим в произведениях сентиментализма часто выступают реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением их имени. Это не лишает сентиментальных героев типичности, поскольку их черты мыслятся как характерные […]...
- Славено-русский слог Некогда расхожее представление о том, что Шишков выступал в этой полемике в качестве консерватора, пытавшегося сохранить обветшалую систему трех стилей от натиска энергичных представителей сентиментализма и предромантизма (а то и романтизма!), само по себе давно обветшало. Если это представление и сохраняет кое у кого свой кредит, то исключительно в силу консервативности историков языка и невежества […]...
- Денис Иванович Фонвизин – создатель русской социальной комедии Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) – писатель, драматург, просветитель, вошедший в историю русской литературы как создатель русской социальной комедии. “Сатиры смелый властелин”; – так назвал его Пушкин. Уже в своей первой оригинальной комедии “Бригадир”; (1769) Фонвизин проявил свой яркий сатирический дар, высмеяв невежество, взяточничество, ханжество и пристрастие ко всему французскому, так характерные для русского дворянства второй […]...
- Первый русский романтик. Жуковский У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным “литературным Колумбом Руси”, открывшим “Америку романтизма”, как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта “русское эхо” для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил […]...
- О жизни и творчестве Н. М. Карамзина Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губернии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором “Московского журнала”, уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796-1801). В 1792 году он […]...
- Анализ баллад и сентиментализм (Лермонтов М. Ю.) Говорится в стихотворении о просьбе девушки, предназначенной для ее верного друга. Она просила достать ожерелье, которое она уронила, с морского дна. Девушкам постоянно нужны доказательства любви. Это, наверно, утверждает их в своей значимости. “А что он готов сделать ради меня?” – задают они себе этот вопрос. Такое довольно часто встречается в нашей повседневной жизни. В […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести “Бедная лиза” Карамзина Н. М “Бедная Лиза” является типичным произведением русского сентиментализма. Наряду с особенностями, характерными для этого художественного течения в целом (“нормативная” личность, примат чувств над разумом и т. д.,), имеет ряд существенных индивидуальных черт, основная из которых – перенос действия в реальную плоскость современной Карамзину жизни (Москва того времени, монастырь, иные узнаваемые современниками реалии). По отношению к “Бедной […]...
- Жуковский – новатор в области поэтического языка В мировоззрении XVIII века в основном господствовали идеалы эпохи Просвещения с ее рациональным подходом к миру, с попытками объяснить природу вещей на основе строгих доводов разума. Рационалистическая тенденция (стремление все сделать правильно, в соответствии с видимыми законами) проявила себя и в поэзии. Поэты XVIII века стремились описать видимый мир максимально точно, подбирая эпитеты объективные, определяющие […]...
- Творческие противоречия в творчестве Карамзина Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора “Бедной Лизы”, которые он помещал в “Вестнике Европы”. Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман “Рыцарь нашего времени”, над которым Н. М. Карамзин работал в 1799-1803 гг. Автор поставил своей задачей изобразить характер современного молодого человека, героя времени. Это была первая в русской литературе […]...
- План сочинения – Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н.С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков- Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в […]...
- Литература сентиментализма Литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе. Вот почему в европейской литературе просветительский сентиментализм способствовал развитию оппозиционных идей. В России это направление сентиментализма связано с деятельностью Александра Николаевича Радищева (1749-1802) и его знаменитой книгой “Путешествие из Петербурга в Москву”; (1790), за которую он был […]...
- Начальное понятие о реализме и сентиментализме Термин “реализм” до сих пор не получил в литературоведении однозначного толкования. В широком значении под ним понимают определенный художественный стиль универсального характера, когда писатель ориентируется на воспроизведение жизни в ее объективной сущности, закономерностях развития и бытия человека, общества, мира. В реалистических произведениях события и характеры изображаются как такие, что обусловлены (детерминированы) определенным комплексом причин и […]...
- Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении “Письма русского путешественника”, вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма – романом “Сентиментальное путешествие” Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к “низкому” жанру писем, успешно использовав его возможности для […]...
- Литературная эпоха конца XVIII – начала XIX века Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом. […]...
- Творчество Карамзина (Карамзин Н. М.) В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма. Наиболее популярной из повестей Карамзина являлась повесть “Бедная Лиза” (1792). Она имела огромный успех у читателей. Не только москвичи, но и приезжавшие в Москву лица, читавшие повести, совершали прогулки к Симонову монастырю и к тому пруду, в котором утопилась героиня повести […]...
- Борьба литературных направлений (Литература XIX века) Никогда до этого в истории русской литературы не было такого разнообразия литературных на – правлений, борющихся между собой и воздействующих друг на друга, как в первую четверть XIX века. Живет и привлекает своей гражданской тематикой, возвышенным стилем русский классицизм. Он сказывается, например, в ранней поэзии Рылеева, Пушкина и других поэтов. Классицизм пропагандируют и консервативные писатели, […]...
- “Бедная Лиза” Карамзина как сентименталистская повесть В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его “Письма русского путешественника” и повести – образец сентиментализма. Так, повесть “Бедная Лиза” (1792) построена в соответствии с основными законами этого […]...
- Краткая биография Николай Михайлович Карамзин (Карамзин Н. М.) Н. М. Карамзин (1766-1826) – глава русского сентиментализма, писатель, поэт, историк. Родом из симбирских дворян, Карамзин получил образование в московском пансионе профессора Шадена, одновременно посещал лекции в Московском университете. После недолгой службы в Преображенском полку (1783) вышел в отставку и в 1784 г. Возвратился в Москву, где сблизился с участниками масонского “Дружеского литературного общества”: А. […]...
- Настоящий русский характер Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Всем известен великий русский писатель А. Н. Островский и его произведения. Он создал очень много прекрасных драм, одной из них являет ” Гроза”. Это произведение раскрывает различные стороны жизни, конфликты между людьми: противопоставление старого и нового поколения, темного царства людей и их подчиненных, бедности и богатства. На первый план выходит конфликт разума и души. Мы […]...
- Сочинение Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) Русский писатель 20 века (идеалы, творчество, судьба) XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серьезные испытания, но путь […]...
- Как изображается русский характер в рассказе “Русский характер”? В рассказе “Русский характер” А. Н. Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался еще целый год, причем автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дремова (этого скорее всего можно было бы ожидать), а семейные обстоятельства героя – взаимоотношения его с родителями и невестой. Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт […]...
- Русская литература в начале XIX в Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее ‘героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом. […]...
- Русский пейзаж и описание природы в русской лирике Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько могучим, что все выдающиеся художники испытывали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе. Фет – один из замечательнейших русских поэтов – пейзажистов. В его стихах во всей красоте предстает и русская весна – […]...
- Сочинение: “Русский бунт” в изображении А. С. Пушкина. (По роману “Капитанская дочка”) (По роману “Капитанская дочка”) Замечательному русскому поэту второй половины двадцатого столетия Давиду Самойлову принадлежит следующая стихотворная строчка: “Мужицкий бунт – начало русской прозы”. Самойлов был большим знатоком пушкинского творчества и подметил характерную для отечественной классики особенность, заключающуюся в том, что прозаики золотого века русской литературы обращались в своих произведениях прежде всего к изображению социальных основ […]...
- Конспект урока на тему “Русский космизм” Конспект урока на тему “Русский космизм” Завершивший второе тысячелетие новой эры XX век останется в истории человечества как век непримиримых противоречий: с одной стороны, ознаменованный грандиозными научно-техническими достижениями, с другой – трагическим разрушением самих основ существования человеческого общества, его физического и нравственного здоровья, его морали и традиционной народной культуры, исторически сложившегося образа жизни людей. Социальные […]...
- “Герой нашего времени” первый русский философский роман в прозе “Герой нашего времени” – итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Он впитал в себя творчески трансформированные на новой исторической и национальной основе традиции русской и мировой литературы, в изображении “героя века” от “Исповеди” Руссо до “Исповеди сына века” Мюссе, от “Рыцаря нашего времени” Карамзина до “Евгения Онегина” Пушкина. В то […]...
- Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными – сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными. Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения. На первый взгляд Лесков […]...
- И. С. Тургенев. РУССКИЙ язык Какой обобщающий смысл вкладывает Тургенев в понятие “русский язык”? Понятие “русский язык” в стихотворении Тургенева достаточно широко. Он вкладывает в него образ родины, ее многовековую культуру, богатейшие традиции, конечно, бесценные достижения отечественной литературы. Почему “во дни тягостных раздумий о судьбах… родины” для писателя поддержкой и опорой становится родной язык? Россия – великая страна, и русский […]...
- Леонов – тема взаимоотношений человека и природы в романе Русский лес Драматически остро звучат в произведениях современных писателей вопросы взаимоотношений человека и природы. На смену пафосу покорения пришла выстраданная всем нашим нелегким опытом идея органического единства человека и природы, необходимости беречь окружающий мир не просто как “среду обитания”, а как основу человеческую бытия. Не случайно так много внимания уделяет природе В. Белов в книге очерков о […]...
- Русский поэт-философ Муза, правду соблюдая, Глядит, а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. А. А. Фет Поэт-философ, Федор Иванович Тютчев создал замечательные лирические монологи о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Оригинальное дарование поставило его в один ряд с великими поэтами. Не совсем обычна судьба Тютчева как поэта. Он начал печатать […]...
- Бен Г. Е. Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) Бен Г. Е.: Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) “Источник: Литература Просвещения)- нач. 19 вв.). Термин “П.” впервые ввел Д. Морне в “Обзоре истории французской литературы” (1909) и в исследовании “Романтизм во Франции в 18 в.” (1912). В отличие от лит-ры Просвещения, к-рая апеллировала к разуму как средству самоусовершенствования личности и общества, для П. характерно обращение к […]...