О русском сентиментализме

Сентиментализм – литературное направление, которое ста­вило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сен­тиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сенти­ментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блиста­тельный век Просвещения, заставили усомниться

в главенстве разума в человеческой природе. “Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?” – спрашивает своего героя Карамзин (“Бедная Лиза”).

Чувство было провозглашено основой человеческой лич­ности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чув­ствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.

Герои произведений сентименталистов – простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слезы, взды­хают, ахают – не только женщины, но и мужчины, и нам, жи­вущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смеш­ным. Но обратим внимание на те изменения

в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравне­нию с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее – в сентиментализме герой приобретает ин­дивидуальность.

Чтобы изобразить индивидуальность, необ­ходимо вглядеться пристально в черты характера – так заро­ждается психологизм.

Писатель-сентименталист создает в своем произведении осо­бый образ – образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция – объективность. В сентиментализме писатель стре­миться высказать собственное отношение к описываемым собы­тиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется.

В статье “Что нужно автору” Н. М. Карамзин писал: “Ты хочешь быть ав­тором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, – или оно изобра­зит нам хладную мрачность души твоей”.

В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.

Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и мо­лодого Жуковского.

Дня России, где эпоха Просвещения началась позже и в ре­зультате оказалась намного короче, чем в европейских странах, наиболее актуальными оказались просветительские тенденции сентиментализма, которые проявились, например, в “Письмах русского путешественника” Карамзина и в “Путешествии из Пе­тербурга в Москву” Радищева, в дидактическом, нравоучитель­ном характере басен Дмитриева, в обращении к исторической те­матике в повестях Карамзина, во внимании к природе в произве­дениях молодого Жуковского.

Основные черты российского сентиментализма: просвети­тельские тенденции, совершенствование литературного языка (введение разговорных форм, просторечия).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

О русском сентиментализме