Леонов – тема взаимоотношений человека и природы в романе Русский лес
Драматически остро звучат в произведениях современных писателей вопросы взаимоотношений человека и природы. На смену пафосу покорения пришла выстраданная всем нашим нелегким опытом идея органического единства человека и природы, необходимости беречь окружающий мир не просто как “среду обитания”, а как основу человеческую бытия. Не случайно так много внимания уделяет природе В. Белов в книге очерков о народной эстетике, названной “Лад”. Писатель показывает, что цикличность времен года определяла всегда и ритм трудовых дел
В союзе с нею он создавал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда”, в искусстве, в отношении к миру и человеку. Раскрытию этой мысли подчинена композиция произведения, объединенного характерным для природы и сельской жизни принципа ритмичности, взаимосвязанности, “вытекаемости” одного из другого.
Современная “экологическая проза” развивается в традициях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леонова
Основу этой философии составляют уроки народной мудрости, полученные Вихровым в детстве и юности. Легендарный Калина Глухов учил Ивана Вихрова беречь лес, иначе “прозябнет землица без своей зеленой шубейки… Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а раньше с аршина наедалась.
И будет вам лето без тучек, иная зимица без снегов… И поклянут люди свое солнышко!.. И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправитесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку”.
Отталкиваясь от мысли о том, что “народу нашему жить вечно на этой священной земле”, Вихров приходит к выводу о необходимости “подлинной эстафетности”, по-хозяйски разумного отношения к природе. “Нет такого пункта в едином организме природы, длительное воздействие на который не сказалось бы в самых отдаленных областях”. Природа словно бы вверяет свои сокровища благоразумию человека, и его задача – не повредить ее тонкий механизм.
В романе звучит актуальная для современной литературы мысль о бережном отношении ко всему живому на Земле: от слабой и беззащитной клетки до высшего разумного существа – человека.
Лес – это не просто древесина, это не только зеленые ели да березы, “лес входит в понятие Отечества”. Образ леса становится в произведении смысловым центром, к нему сходятся все сюжетные линии романа, его важнейшие идеи. Природа, лес для Л. Леонова – это могучий источник духовной силы, это олицетворение всей Русской земли, тех ценностей, которые накоплены народом за его тысячелетнюю историю. Раскрытию философского смысла произведения помогают ключевые сцены романа, в частности три встречи у родничка.
В заветном уголке леса происходит таинство рождения великой русской реки, олицетворяющей народную душу, Россию. “Хранителем святыни” называет Вихрова автор. Отношение к родничку показывает чистоту души Вихрова и подлость Грацианского, которому ничего не стоит воткнуть палку в родничок, подобный трепетно бьющемуся, беззащитному человеческому сердцу. В маленьком эпизоде обнажается глубинная суть конфликта между героями романа: Вихров защищает не просто исток реки и русский лес, он утверждает своими идеями и делами жизнь, красоту, человечность.
Преемственность поколений воплощается в образе мальчика Калинки, который продолжает охранять родничок. В. Солоухин обратил внимание на созвучие, близость понятий: родник, природа, родиться (т. е. жить), родня, народ, Родина. В таком контексте станет понятным глубокий смысл произведения, в котором Л. Леонов показал взаимосвязь вопросов экологии с проблемами духовной жизни народа, истории, философии, этики, эстетики.