Леонов – тема взаимоотношений человека и природы в романе Русский лес

Драматически остро звучат в произведениях современных писателей вопросы взаимоотношений человека и природы. На сме­ну пафосу покорения пришла выстраданная всем нашим нелег­ким опытом идея органического единства человека и природы, необходимости беречь окружающий мир не просто как “среду обитания”, а как основу человеческую бытия. Не случайно так много внимания уделяет природе В. Белов в книге очерков о народной эстетике, названной “Лад”. Писатель показывает, что цикличность времен года определяла всегда и ритм трудовых дел

сельского жителя, и особенности его быта, поведения, традиций, обрядов. “Человек всегда ощущал свое единство с природой, – делает вывод В. Белов.

В союзе с нею он созда­вал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда”, в искусстве, в отношении к миру и человеку. Раскрытию этой мысли подчинена композиция произведения, объединенного характерным для природы и сельской жизни принципа ритмичности, взаимосвязанности, “вытекаемости” одного из другого.

Современная “экологическая проза” развивается в традици­ях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леоно­ва

“Русский лес” (1953). На первый взгляд может показаться, что произведение посвящено конкретному научному спору: столк­новению разных точек зрения на проблемы лесопользования, выраженных героями-антиподами Вихровым и Грацианским. Подчеркнем, что идея разумного отношения к лесным богат­ствам необыкновенно важна и по сей день, однако смысл про­изведения не сводится только к этому. “Для меня “Русский лес” – это раздумья о прошлом, настоящем и будущем моей Родины и моего народа”, – говорил сам автор. Действительно, стоит внимательно вслушаться в лекцию, которую читает сту­дентам ученый Иван Вихров, чтобы понять, что за его размыш­лениями о русском лесе скрывается целая философия жизни и места в ней каждого поколения.

Основу этой философии со­ставляют уроки народной мудрости, полученные Вихровым в детстве и юности. Легендарный Калина Глухов учил Ивана Вих­рова беречь лес, иначе “прозябнет землица без своей зеленой шубейки… Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а раньше с аршина наедалась.

И будет вам лето без тучек, иная зимица без снегов… И поклянут люди свое солнышко!.. И как побьете до последнего деревца русские-то леса, тут и отправи­тесь, родимые, за хлебушком на чужую сторонку”.

Отталкиваясь от мысли о том, что “народу нашему жить веч­но на этой священной земле”, Вихров приходит к выводу о не­обходимости “подлинной эстафетности”, по-хозяйски разум­ного отношения к природе. “Нет такого пункта в едином орга­низме природы, длительное воздействие на который не сказалось бы в самых отдаленных областях”. Природа словно бы вверяет свои сокровища благоразумию человека, и его задача – не повредить ее тонкий механизм.

В романе звучит актуальная для современной литературы мысль о бережном отношении ко всему живому на Земле: от слабой и беззащитной клетки до высшего разумного суще­ства – человека.

Лес – это не просто древесина, это не только зеленые ели да березы, “лес входит в понятие Отечества”. Образ леса стано­вится в произведении смысловым центром, к нему сходятся все сюжетные линии романа, его важнейшие идеи. Природа, лес для Л. Леонова – это могучий источник духовной силы, это олицетворение всей Русской земли, тех ценностей, которые на­коплены народом за его тысячелетнюю историю. Раскрытию философского смысла произведения помогают ключевые сцены романа, в частности три встречи у родничка.

В заветном уголке леса происходит таинство рождения великой русской реки, олицетворяющей народную душу, Россию. “Хранителем святы­ни” называет Вихрова автор. Отношение к родничку показывает чистоту души Вихрова и подлость Грацианского, которому ни­чего не стоит воткнуть палку в родничок, подобный трепетно бьющемуся, беззащитному человеческому сердцу. В маленьком эпизоде обнажается глубинная суть конфликта между героями романа: Вихров защищает не просто исток реки и русский лес, он утверждает своими идеями и делами жизнь, красоту, чело­вечность.

Преемственность поколений воплощается в образе мальчика Калинки, который продолжает охранять родничок. В. Солоухин обратил внимание на созвучие, близость понятий: родник, природа, родиться (т. е. жить), родня, народ, Родина. В таком контексте станет понятным глубокий смысл произведе­ния, в котором Л. Леонов показал взаимосвязь вопросов эколо­гии с проблемами духовной жизни народа, истории, филосо­фии, этики, эстетики.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Леонов – тема взаимоотношений человека и природы в романе Русский лес