Тема природы у Есенина
В начале XX века в русскую литературу пришел удивительный поэт, для которого тема природы стала главной темой творчества – Есенин. Часто говорят, что Есенин при изображении природы прибегал к приему олицетворения – это в корне неверно. Своеобразие есенинского подхода к природе в том и состояло, что одушевление природы в его стихах, уподобление ее человеку не было художественным приемом, а было выражением своеобразного есенинского мировосприятия.
Ему незачем было очеловечивать природу – она и гак виделась ему очеловеченной,
Поэтому так естественны, не нарочиты у Есенина метафоры и сравнения, с помощью которых он изображает природу: “Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова”, “А за окном протяжный ветр рыдает, / Как будто чуя близость похорон”, “Плачут вербы, шепчут тополя” и т.п. Классической
И, разумеется, природа у Есенина глубоко национальна, это природа родины, России, да эти понятия – природа и родина – практически не разделяются Есениным. Даже в цикле “Персидские мотивы” поэт постоянно вспоминает родную русскую природу: “Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий”. Сколько поэтов, начиная с Пушкина и Лермонтова, писали о русской березе, а березки в сознании русского читателя – все-таки “есенинские”… Потому что никто, ни до, ни после, не сумел сказать о русской природе таких простых, всем понятных и задушевных слов.
Потому что Есенин не “наблюдал” природу, не “созерцал” ее, даже нельзя сказать по-настоящему, что он ее любил – он ею жил, он сам был частью природы. Этим и определяется тот гармони нический и умиротворенный строй, которым отличается лирика Есенина, посвященная природе.
Однако в послереволюционные годы в пейзажную лирику Есенина все настойчивее врываются дисгармонические мотивы, связанные с наступлением города на деревню и, в частности, на природу. Есениным этот конфликт воспринимался как конфликт живого и мертвого, деревянного и стального, и то, что в этой борьбе живое должно уступить, порождало трагический пафос таких стихотворений, как “Сорокоуст”, “Я последний поэт деревни…”, “Песнь о хлебе” и др. В стихотворении “Сорокоуст” дан и наиболее сильный и яркий образ противоборства природы и цивилизации – противопоставление обреченного “красногривого жеребенка” торжествующему железному, чугунному поезду.
Таким образом, и в художественный мир такого гармонического поэта, как Есенин, вторгаются сложные проблемы, трагические мотивы.