Тема родины, в поэзии Сергея Есенина



Гой ты, Русь моя родная,.Хаты – в ризах образа…Не видать конца и края – Только синь слепит глаза.
Волшебный мир поэзии С. А. Есенина, певучий и лиричный, сливается в одну песню, прославляющую страну “с кратким названием – Русь”. Краем благословенной природы и обителью христианской культуры представлял Россию в своем раннем творчестве поэт. Для него, воспитанного на традициях народной поэзии и стихах таких певцов родного края, как Кольцов и Никитин, родина – это и вера предков, и народные предания, и светлая красота природы

средней полосы.
В ранней лирике Есенина очень много от фольклора – описание природы, смен времен года, картины крестьянского труда и быта, которые он знал не понаслышке. Даже самые обычные, “бытовые” сцены сельской жизни в таких, казалось бы, прозаических стихах, как “В хате”, “Корова”, “Дед”, написаны им с тонкой образностью и поэтичностью, что создает особую атмосферу покоя и домашнего уюта:
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленочек маленький матке Зеленое вымя сосет…
В поэзии Есенина часто звучат христианские мотивы, неразрывно связанные с народной
этикой (“Пойду в скуфье смиренным иноком…”, “По дороге идут богомолки…”, “Калики”, “Шел Господь пытать людей в любви…”). Однако православные традиции, приверженцем которых выступает Есенин, – это для него в первую очередь милосердие и смирение. Вспомните, как в стихотворении “Шел Господь пытать людей в любви…” Господь выходит в образе нищего и встречает, по сути, такого же нищего, который делится с ним последней краюхой: “На, пожуй… маленько, крепче будешь”.
Но, разумеется, прежде всего родина для Есенина – это родная природа. Он любит ее самозабвенно, он находит прекрасное в любом ее уголке и проявлении. Для него одинаково хороши и полны очарования и “черная, потом пропахшая выть”, и “топи да болота”, и “резеда и риза кашки ” – все это его родина, ” край любимый “, который поэт воспевал и прославлял всю свою жизнь.
Однако не все безоблачно в жизни поэта, назревают грядущие перемены в стране, и уже в ранних стахах Есенина явственно начинают проступать тревожные мотивы, навеянные грустью, тоской и трагическим предчувствием:
Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам, Покину хижину мою, Уйду бродягою и вором.
Постепенно радостное, эйфорическое настроение сменяется ощущением грядущей катастрофы. Невозможно не заметить, что реальная жизнь деревни не укладывается в лубочные рамки народной поэзии, но поэт еще пытается отстоять свою верность прежним идеалам, своей прежней привязанности:
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Но нотки сомнения уже прокрадываются в несколько искусственный мажорный тон поэта; он в сомнении, в колебаниях, и в стихотворении “О Русь, взмахни крылами…” его лирический герой даже вступает в “тайный спор” с Богом.
Теперь поэт выступает как протестант, он предсказывает России иную судьбу, призывая:
Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь,-Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь.
В таком, несколько смятенном, состоянии духа встречает Есенин революцию 1917 года – и с радостью принимает ее, хотя и “по-своему, с крестьянским уклоном”, как он позднее напишет в своей автобиографии. Однако противоречивые чувства не покидают поэта. Его стихи этого периода – это, с одной стороны, попытка порвать с прошлым (“Проклинаю тебя я, Радонеж”), а с другой – как-то совместить то, что он видит в реальности, со своей мечтой о “крестьянском рае”. Очень характерна в этом отношении поэма “Инония”.

Здесь впервые начинает звучать тема откровенно неприязненного отношения к городу, противопоставления его деревне. Пока еще речь идет только об Америке, но вскоре конфликт города и деревни, перенесенный на русскую почву, станет неизбывной болью поэта. Ненависть к городу только усиливает в творчестве Есенина нежное отношение к родной природе, и, наверное, поэтому в эти годы им написаны такие шедевры пейзажной лирики, как “Зеленая прическа…”, “Я по первому снегу бреду…” и “Нивы сжаты, рощи голы…”.

Эти стихотворения – своего рода прощание с любимой природой. Перед неумолимым напором цивилизации природа вынуждена отступать, по сути, она обречена на медленную гибель. ” Я последний поэт деревни!” – с горечью восклицает Есенин.
Однако наступающая цивилизация коснулась и его самого, и теперь он может сравнить диск луны с циферблатом часов, пробивающих последний час:
Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.
Наибольший трагизм звучит в стихотворении “Сорокоуст”. Поэт все яснее и яснее ощущает, что Родина, которую он знал и любил с детства, без которой он не представляет свою жизнь, изменяется неузнаваемо под напором агрессивной цивилизации, которая безжалостно уничтажа-ет саму душу России – ее живую природу. В тон-коногом жеребенке, скачущем за поездом, фокусируется для Есенина непримиримый конфликт живой природы с наступающей железной цивилизацией, и в этом столкновении “красногривый жеребенок” обречен:
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?
Уже прозвучавший ранее в “Инонии” мотив неприязни к городу в стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний” достигает своего апогея:
Город, город! Ты в схватке железнойОкрестил нас как падаль и мразь.
Но, пожалуй, вершина отчаяния – стихотворение “Не ругайтесь. Такое дело!..”:
Не ругайтесь. Такое дело! Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелелаЗолотая моя голова.
Нет любви ни к деревне, ни к городу, Как же смог я ее донести? Брошу все. Отпущу себе бородуИ бродягой пойду по Руси.
Это был полный разрыв с прошлым, со своими корнями, который обернулся для Есенина не только поэтической, но и личной трагедией. “Нет любви ни к деревне, ни к городу…” Действительно, как бы уйдя из деревни, Есенин так и не стал городским жителем. Даже путешествие в Европу и Америку не добавило ему уважения к техническому прогрессу, не случайно свои путевые заметки он называет “Железный Миргород” , подчеркивая этим его мещанское содержание. Жизнь в Москве не способствовала выходу из кризиса. Стихи того периода – усталые, пессимистические, такие как “Москва кабацкая”, – ярко выражают его внутреннюю боль и страдание:
Я усталым таким еще не был. В эту серую морозь и слизь Мне приснилось рязанское небо И моя непутевая жизнь.
И теперь даже стало не тяжко Ковылять из притона в притон,-Как в смирительную рубашку, Мы природу берем в бетон.
Последний период творчества Сергея Есенина – настоящая вершина его поэзии, поэзии примирения и подведения итогов: “Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”… Да, старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтическом Октябре 1917-го.
Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.
Знаменитое “Письмо матери”, написанное Есениным в эти годы, звучит не только как обращение к конкретному человеку, но и как прощание с матерью-родиной:
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Вероятно, предчувствуя свой недолгий век, Есенин снова и снова спешит с грустью попрощаться с тем, что было ему дороже всего на свете:
Мы теперь уходим понемногуВ ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогуБренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть моей тоски.
В цикле “Персидские мотивы” – последнем признании в любви к Родине – лирическое начало достигает своей максимальной выразительности, интимное, сугубо личное процикну-то ностальгическими нотками, а любовь к Родине согрета глубоким внутренним чувством.
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне, Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле. Эти волосы взял я у ржи, Коли хочешь, на палец вяжи – Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.
Великий лирик, певец родного края, поэт трагической судьбы, в которой сфокусировались кровавые коллизии эпохи, Сергей Есенин до конца дней своих остался верен своему завету:
Если крикнет рать святая:”Кинь ты Русь, живи в раю!” – Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Тема родины, в поэзии Сергея Есенина