Тема природы в ранней лирике С. А. Есенина

В 1910 году поэт создает стихотворение “Выткался на озере алый свет зари…”. Метафоры первых строк раскрывают яркую гамму переживаний лирического героя. Любовь, радость души не гармонируют с природой: “Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется – на душе светло”.
Природа в ранней лирике поэта – божественный храм. Отсюда звезды – “лампадки небесные”, “хаты – в ризах образа”, “поля как святцы, рощи в венчиках иконных”, “струятся звездные псалмы”. Пейзажная метафора в лирике о

крестьянской России соединяется с библейскими образами.

В стихах преобладают синий и голубой цвета со множеством оттенков: “Там синь и полымя воздушней”; “Снова выплыл из рощи / Синим лебедем мрак”; “У голубого водопоя / На шишкоперой лебеде”; “Ягненочек кудрявый – месяц / Гуляет в голубой траве”.
Чтобы придать значимость, праздничность звучанию стихотворений, поэт “добавляет” малиновой краски: “О Русь – малиновое поле / И синь, упавшая в реку”; “Уже давно мне стала сниться / Полей малиновая ширь”. “Есенинское малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным

представлениям, но передают восхищение красотой родного края: в этом определении соединились и высшая похвала, и высшая мера любви”, – отмечает исследователь ЛЛ. Вельская.
Необычайна красочность, цветовое богатство лирики Есенина, живописность его эпитетов; мир его гармоничен, прекрасен.
Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутемы Под росою тополя.
Я – пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
“Я пастух, мои палаты…”, 1914
С. Городецкий писал о поэтическом мире Есенина: “Поэт должен знать все цветы своей земли. Вот Есенин каждую травинку по имени-отчеству называл…” Это не преувеличение. Исследователи насчитали в его произведениях названия двадцати пород деревьев (береза, вяз, липа, рябина, черемуха, дуб…), двадцати видов трав (ромашка, мак, колокольчик, василек…), а животных и птиц – около ста.
В художественном мире Есенина важны образы луны (месяца) и солнца. Луна – символ ночи – больше привлекала поэта, чем солнце: “Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли”; “Небо сметаной обмазано, / Месяц как сырный кусок”; “На грядки серые капусты волноватой / Рожок луны по капле масло льет”. Среди стихотворений есть такие, где мифы о небе, земле, солнце, луне, звездах используются Есениным для создания собственной системы знаков-символов.
В книге А. Афанасьева “Поэтические воззрения славян на природу” отмечается, что “в народе есть поверье: месяц есть солнце русалок и утопленников; выходя из глубоких вод, они греют свои прозябшие члены нри помощи бледных лучей; дневное же светило слишком для них жарко”. Сопоставьте это суждение со стихотворением С. Есенина:

Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли.
В эту ночь к зеленому затону
Прибегла она из тростника.
Золотые космы по хитону
Разметала белая рука.
Прибегла, в ручей взглянула прыткий,
Опустилась с болыо на пенек.
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек.
На рассвете с вьющимся туманом
Уплыла и скрылася вдали…
И кивал ей месяц за курганом,
В голубой купаяся пыли.
“Месяц рогом облако бодает…”,
Исследователи творчества С. Есенина находят и другие примеры из народной демонологии в этом стихотворении. “Золотые космы по хитону” соответствуют описанию русалок в народных легендах: “Прекрасная дева в белой и тонкой, как паутина, одежде, с золотыми волосами до пояса и с венком полевых цветов на голове”.
Россия в творчестве Есенина – это деревенское приволье, неисчерпаемая в своей красоте жизнь природы (“Поет зима – аукает”, “Село”, “Пасхальный благовест”, “Пороша”), Поэт часто использует олицетворения и сравнения явлений природы с поступками людей: “Отрок-ветер по самые плечи / Заголил на березке подол”; “Так и хочется руки сомкнуть / Над древесными бедрами ив”.
Жизнь в деревне раскрыла поэту родство человека и окружающего мира. Нежность, трепетное отношение к животным неотделимы у Есенина от любви к человеку. Поэтическое изображение реальной жизни удивительно гармонично в стихотворении Есенина “Песнь о собаке” (1915).

Слово “песнь” в названии определяет возвышенное отношение к тому, о чем пойдет речь. Рождение жизни, первый день существования щенков сопровождаются глубоким сочувствием автора. Радостное событие описывается с использованием соответствующих эпитетов, суффиксов – “златятся рогожи”, “щенята”, “снежок”. Поэт очень трогательно изображает радость матери: “До вечера она их ласкала, / Причесывая языком…” После такого проникновенного понимания обычное в деревенской жизни событие – убийство слепых щенков – достигает высоты подлинной трагедии:
…Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
И потому так остро чувствует поэт смысл жизни, уже в ранних стихах передавая лирическому герою кроткое и спокойное восприятие мира, понимая при этом весь ее трагизм:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
“Край любимый! Сердцу снятся…”, 1914
В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград и пришел к Блоку – “первому поэту России”. Блок записал впечатление от встречи: “Днем у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ.

19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные”. Он принял участие в судьбе молодого поэта – дал рекомендательные письма к издателям. Затем Есенин знакомится с С. Городецким; входит в литературную группу “Краса”, участники которой стремились к возрождению национальной старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни; сближается с Н. А. Клюевым, уже известным поэтом.

10 декабря 1915 года они организовали совместный творческий вечер.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема природы в ранней лирике С. А. Есенина