Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина

Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов.

Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. Безусловно, все происходящее на Родине не могло не отразиться в литературе того времени.
Особенно ярко тема Родины раскрывается в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок и С. А. Есенин. Оба

эти поэты считали Россию главной темой своих стихотворений.
Тема Родины – важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. “Это все – о России”, – ответил Блок.
Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – чувство безоглядной любви. “Как и жить и плакать без тебя” – восклицает лирический герой в стихотворении “Осенняя воля” (1905 г.) В этом названии отразилось восприятие Блоком России: любимая страна ассоциируется у поэта, прежде всего,
с волей, вольностью (“необъятные дали”, “путь, открытый взорам”).
Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле “Родина”. Этот цикл можно со всей уверенностью назвать вершиной “трилогии вочеловечивания”. В “Родине” ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны.

Особенно значимым в этом отношении является цикл “На поле Куликовом”.
Куликовская битва в восприятии поэта – символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому в стихотворениях этого цикла можно заметить часто встречающиеся слова с семантикой возврата, повтора: “За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…”; “Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли”; “Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла…” и так далее. Тем самым Блок хотел показать, насколько исторические события связаны с современностью.
Для лирического героя Родина – его дом. Он пытается осмыслить ее историю, проникнуть в ее “тайну”, познать и понять, а, значит, помочь. Герой приходит к выводу, что основа Руси – ее народ. Чтобы быть вместе с Родиной – нужно быть рядом с народом (“Русь”):
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
В поэзии Сергея Есенина сложился несколько другой образ Родины. Уроженец села, ранний Есенин воспринимал отчизну, прежде всего, в образе родной природы, “рязанских раздолий”, “хат, в ризах образа”. Мы видим, что в лирике Есенина образ Родины тесно связан с христианскими мотивами:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!”
Но в дореволюционном творчестве Есенина Русь – это еще и нищая, многострадальная страна, “черная, потом пропахшая выть”, брошенный край, “пустырь”.
В послеоктябрьской лирике Есенина одной из центральных тем становится революция. Первоначально поэт принял это событие. Он считал, что цель революции – установить на земле христианский рай.

В связи с этим Россия воспринималась Есениным как богоизбранная, духовная страна. Поэтому в поэзии этого времени возникает библейская тематика и символика:
Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Это явно перекликается с творчеством Блока, который также связывал образ России с темой Бога, святости. Вспомним, хотя бы, его поэму “Двенадцать”.
Но уже в 1920 – 1923 годах Есенин разочаровывается в революции. В его лирике появляются пессимистические мотивы смерти, разрушения, краха надежд. Все больше поэт горюет об исчезновении столь любимой и знакомой ему деревни, наступлении века “железного коня”, дьявольского начала.

Особенно четко это проявилось в стихотворении “Мир таинственный, мир мой древний…”. Здесь мы также видим перекличку с лирикой Блока, особенно с его циклом “Страшный мир”. В нем Блок воплотил одну из сторон своей отчизны – “страшный мир” города, разрушающего и уничтожающего человека.
В финале жизни и Есенин, и Блок довольно оптимистично смотрят на перспективы развития России, на ее будущее. Блок выражает надежду на то, что Россия пройдет сквозь все испытания, закалится и станет, наконец, счастливой. Есенин же принимает советское настоящее его любимой Руси, печалясь лишь о том, что он не смог найти себя в новой жизни и остается с “Русью уходящей”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина