Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть одного стихотворения
Ведущая тема творчества С. А. Есенина. Образ России в творчестве многих поэтов представал в сложном единстве необычайной красоты и граничащей с нищетой убогости, силы духа народа, его внутренней непобедимой мощи и многовековой рабской психологии. Не обошел своим вниманием “загадку русской души” и С. А. Есенин, пронесший через всю жизнь преданную любовь к Родине, создав ее неповторимый образ: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине.
Чувство родины – основное в моем творчестве”. Образ России в поэзии С. А. Есенина
Особенности развития темы Родины в поэзии С. А. Есенина. Ранняя лирика С. А. Есенина представляет образ крестьянской Руси, с ее незатейливым бытом, но захватывающей дух красотой природы:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
“Крам любимый! Сердцу снятся…” (1914)
В образе родины чувствуются мощь и раздолье, бескрайние просторы и глубокая история, ее запахи и звуки наполняют счастьем сердце лирического
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
“Гой ты, Русь, моя родная” (1914)
Есенинская Русь красочна, и цвета ее Символичны: “синий плат небес”, “синь сосет глаза”, “вечер голубой”, “роща золотая”, “полей малиновая ширь” и т. д. Голубой, синий, золотой, малиновый – вся цветовая палитра говорит о Божественном начале, разлитом в русском мире, что важно для поэта:
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы.
Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати С пречистым сыном на руках.
“Не ветры осыпают пущи…” (1914)
Поэтика произведения строится на сочетании картин сельской жизни, пейзажных зарисовок и религиозных образов. Каждый лик природы олицетворяется, начинает жить своей жизнью. Человек неразрывно связан с природой, является ее продолжением:
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу.
“Запели тесаные дроги…” (1916)
Исторические вихри вторгаются в размеренную жизнь Руси, меняют ее, и постепенно на смену крестьянской приходит новая Русь – железная и агрессивная:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя черная гибель.
Я навстречу к тебе выхожу!
“Мир таинственный, мир мой древний” (1921)
Первый порыв влюбленности, надежды на преобразования быстро рассеиваются и наступает горькое прозрение. Вышедшему из крестьянского мира, С. А. Есенину больно видеть уходящую Русь. В стихотворениях этого периода зву – чит предчувствие трагического будущего. В этом новом мире нет места поэта-певцу “золотой бревенчатой избы”:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
“Русь советская” (1924)
С годами образы поэтики С. А. Есенина обретают все ярче выраженную философичность: автор старается осмыслить свое место в новом обществе, на фоне чего четко просматривается двойственность отношения к новым реалиям. Но что бы ни менялось вокруг, для Есенина всегда оставался неизменным факт: “Родина – это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана”.