Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть одного стихотворения

Ведущая тема творчества С. А. Есенина. Образ России в творчестве многих поэтов представал в сложном единстве необычайной красоты и граничащей с нищетой убогости, силы духа народа, его внутренней непобедимой мощи и многовековой рабской психологии. Не обошел своим вни­манием «загадку русской души» и С. А. Есенин, пронесший через всю жизнь преданную любовь к Родине, создав ее не­повторимый образ: «Моя лирика жива одной большой лю­бовью к родине.

Чувство родины — основное в моем творче­стве». Образ России в поэзии С. А. Есенина подвижен,

изме­няется жизнь общества и облик страны в более поздних стихотворениях также претерпевает изменения.

Особенности развития темы Родины в поэзии С. А. Есе­нина. Ранняя лирика С. А. Есенина представляет образ кре­стьянской Руси, с ее незатейливым бытом, но захватываю­щей дух красотой природы:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

«Крам любимый! Сердцу снятся…» (1914)

В образе родины чувствуются мощь и раздолье, бескрай­ние просторы и глубокая история, ее запахи и звуки напол­няют счастьем сердце лирического героя,

который не колеб­лясь делает выбор:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

«Гой ты, Русь, моя родная» (1914)

Есенинская Русь красочна, и цвета ее Символичны: «си­ний плат небес», «синь сосет глаза», «вечер голубой», «роща зо­лотая», «полей малиновая ширь» и т. д. Голубой, синий, золо­той, малиновый — вся цветовая палитра говорит о Божест­венном начале, разлитом в русском мире, что важно для поэта:

Не ветры осыпают пущи,

Не листопад златит холмы.

С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы.

Я вижу — в просиничном плате,

На легкокрылых облаках,

Идет возлюбленная мати С пречистым сыном на руках.

«Не ветры осыпают пущи…» (1914)

Поэтика произведения строится на сочетании картин сельской жизни, пейзажных зарисовок и религиозных обра­зов. Каждый лик природы олицетворяется, начинает жить своей жизнью. Человек неразрывно связан с природой, яв­ляется ее продолжением:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу.

«Запели тесаные дроги…» (1916)

Исторические вихри вторгаются в размеренную жизнь Руси, меняют ее, и постепенно на смену крестьянской при­ходит новая Русь — железная и агрессивная:

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть.

Здравствуй ты, моя черная гибель.

Я навстречу к тебе выхожу!

«Мир таинственный, мир мой древний» (1921)

Первый порыв влюбленности, надежды на преобразова­ния быстро рассеиваются и наступает горькое прозрение. Вышедшему из крестьянского мира, С. А. Есенину больно видеть уходящую Русь. В стихотворениях этого периода зву — чит предчувствие трагического будущего. В этом новом мире нет места поэта-певцу «золотой бревенчатой избы»:

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

«Русь советская» (1924)

С годами образы поэтики С. А. Есенина обретают все ярче выраженную философичность: автор старается ос­мыслить свое место в новом обществе, на фоне чего четко просматривается двойственность отношения к новым реа­лиям. Но что бы ни менялось вокруг, для Есенина всегда оставался неизменным факт: «Родина — это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».


Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть одного стихотворения