Тема родины в поэзии С. Есенина

«Я люблю родину.

Я очень люблю родину!»

С. Есенин. «Исповедь хулигана»

Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Есенин. «Моя лирика, — говорил он, — жива одной большой любовью — любовью к родине». Это признание поэта, сохраненное в воспоминаниях одного из его современников, подтверждает, что тема родины занимает в его поэзии центральное место. Слово «родина» Есенин мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные

очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново — это была вся Русь.

Лучшие и задушевные песни пропел Есенин России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах «русский дух», в них «Русью пахнет». Интересны в этой связи воспоминания Качалова, никогда не расстававшегося за границей со сборником стихов Есенина. Известный актер говорил, что у него всегда было полное ощущение, что в его американском чемодане будто бы хранится горсточка русской земли.

Так явственно, сладко и горько пахло от есенинских стихов родной землей.

Образ родины появляется у Есенина

уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Мы видим, как «роса блестит на крапиве», как «сыплет черемуха снегом», как «отражаясь, березы ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлися в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, плакучие ивы, зеленокосые красавицы березки, «топи да болота», «алый свет зари» — во всем этом Есенин видел красоту.

Бесконечно дорога была ему березовая Русь.

Поэтичная картина родимой стороны создана и в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» Поэту приятно слышать звонкий, как сережки, девичий смех, видеть веселый пляс на лугах, радостно ощущать, как «пахнет яблоком и хлебом». Родина вызывает у поэта необычайную по силе любовь. И потому естественно вплетается в общий тон стихотворения его афористическая концовка:

«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Приняв Октябрьскую революцию, Есенин не до конца понял, «куда несет нас рок событий». Ему тяжело было сознавать, «что живых коней победила стальная конница» , Мучительно переживает поэт свою раздвоенность, хотя это не означает, что есенинское отношение к родине изменилось. В стихотворении «Русь советская» Есенин решительно заявляет:

«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

В стихах Есенина, написанных в 1924-1925 гг., мы видим, что теперь волнует поэта. Он видит нищету «полевой России», «усохшие вербы», «бедность полей», слышит «тележную песню колес». И все это вызывает у него тоску и боль за нищету родины, страстное желание увидеть «мощь родной стороны» — и одновременно неуверенность в своей судьбе.

«Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не вернусь.
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь».

Именно в наше время может быть верно понята позиция поэта: утверждение ценности природных и народных основ жизни, тревога за их судьбу в эпоху революционных преобразований, понимание неизбежности прогресса.

Есенин часто покидал пределы России, но в самых отдаленных краях из его памяти не исчезают «картины рязанских раздолий». И не случайно в «Персидских мотивах» образ русской равнины внезапно заслоняет сады и стены Хороссана. В неожиданных приметах находит Есенин подтверждение своей неразрывной связи с родиной. «Эти волосы взял я у ржи», — обращается поэт к Шаганэ. Разлука с родиной еще более усиливает его любовь к ней:

«Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь».

Родина — это самое дорогое для Есенина, и ей он «плел венок» из песен, поверял сокровенные мечты и думы. С родиной связана самая лучшая метафора Есенина -«страна березового ситца», а самый нежный образ в стихах — образ прекрасной девушки-березки.

Сила есенинской лирики в том, что она предельно искренна, стихи как будто написаны кровью сердца. И эта открытость всегда находит отклик в душе читателя.


Тема родины в поэзии С. Есенина