Образ Родины в лирике С. Есенина

Поэзия Сергея Есенина отличается от творчества других поэтов этого же периода. Он не шел следом за модой, его стихи нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму… Даже недолгое увлечение Есенина иммажинизмом не ставит его рядом с другими поэтами.

В русскую литературу Есенин вошел как “последний поэт деревни”, поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина? Его земля.

Поэтому тема Родины стала для него и целинной, и знакомой до боли одновременно.
Первые стихотворения, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями.

Поэт рисовал, прежде всего, красоту родных просторов. И вся природа у него одушевленная: березки уподобляются девушке, месяц – ягненку, который “гуляет в голубой траве”. Вместе с тем, образ природы строится в его стихах на ассоциациях из деревенского быта (“синий плат небес”, “страна березового ситца”), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества.
Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками. Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия.

К середине 1910-х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха. Вот характерное для этого периода стихотворение:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
…Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции.

Как поэт своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств.

Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и ее природа, это и новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, – город. Например, стихотворение “Я последний поэт деревни”:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Это и другие произведения построены на композиционном приеме – антитезе. Постоянное противопоставление деревни и города, причем деревня выступает как источник добра, благодати, а город – проклятый, “железный гость”.
Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях “Возвращение на родину”, “Русь советская”, “Русь уходящая”.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму “Сорокоуст” (поминальная молитва).

Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: “у лесного аналоя воробей псалтырь читает”, “закадили дымом над росою рощи”. Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье.
Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворенная одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но все же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Все это Есенин пережил и осознал, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Родины в лирике С. Есенина