Образ Родины в произведениях С. А. Есенина

Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
С. Есенин
Сергей Есенина – поэт – патриот, всей душой влюбленный и переживающий как за Россию, так и за свою “малую родину” – село Константиново. Поэт смело заявлял:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Образ деревни, родного края – основной в лирике Есенина.

Первые стихи поэта были навеяны его детскими и юношескими впечатлениями о деревенской жизни. В них заметно влияние устного народного творчества и классической русской поэзии.

Достаточно вспомнить такие стихотворения, как “Под венчиком лесной ромашки”, “Матушка в Купальницу по лесу ходила”, “Подражанье песне” и др.
Характерно, что описание родного края у Есенина самым тесным образом связано с изображением деревенских пейзажей, природы. Так, в стихотворении “Вот уж вечер. Роса…” на обыденные образы поля, луга, березы юный Есенин смотрит особым взглядом – он видит во всем

этом поэзию красоты. Простое описание, практически без метафор, создает, однако, пронзительную эмоциональную картину :
Вот уже вечер. Роса
Блестит на крапиве,
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
Удивительно и такое стихотворение юного поэта, состоящее всего из четырех строк:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Так мог писать только человек, который всей душой любил и восхищался родной природой, глубоко понимал суть деревенской жизни.
На мой взгляд, отличительной чертой поэзии Есенина является особая лирическая эмоциональность его лирического героя. В стихотворении “Гой ты, Русь моя родная” создается впечатление, что у героя захватило дух от величавости светлого деревенского простора. Из его груди невольно вырывается крик:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
И в этом крике – вся сила любви, восхищения, преклонения, обожествления родного края, родины, без которой Есенин не мылил своей жизни.
В более поздней лирике поэта (после Октябрьской революции 1917 года) отразились все противоречия того сложного времени – эпохи смены общественного строя. Так, в поэме “Сорокоуст” поэт поднимает проблему новых отношений города и деревни. Есенин пишет о гибели дорогого ему мира патриархальной деревни в условиях индустриализации.
Поэт считал, что русская деревня, которая является воплощением исконной России, беззащитна перед “безмозглым лязгом железа Америки”, “ремней и труб глухой схваткой”. С большой художественной силой рисует Есенин картину наступления машинной индустрии на полевую Русь:
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
“Последний поэт деревни” чувствует, что не может защитить обреченную красоту природы, ему остается лишь пропеть ей скорбную отходную песню:
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Написанные в 1924 году “Возвращение на родину”, “Русь советская” и “Русь уходящая” свидетельствуют о новом творческом подъеме поэта. В них появляется особенная умудренность человека, стремящегося разобраться в собственных чувствах, “быть певцом и гражданином”. В первом их этих стихотворений речь идет о посещении лирическим героем родимых мест, той “сельщины”, где он бегал когда-то мальчишкой. Поэт с болью в сердце пишет:
Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам…
Время неумолимо. В “Возвращении на родину” есть зарисовка конкретного интерьера сельского дома, в котором выделяется деталь: на стене висит портрет Ленина. Этот уголок новой молодежи – комсомольцев. Есенин с горечью констатирует:
Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
Таким образом, мы видим, как образ родного края в творчестве Есенина претерпевает эволюцию: от личных юношеских впечатлений о родном селе как “земле обетованной” поэт идет к социальному, гражданскому пониманию деревни. Чувства его противоречивы, отношения к переменам неоднозначны. Однако с уверенностью можно одно – неизменной остается любовь Есенина к своей родине, без которой он не мыслил себя ни как человек, ни как творц.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Родины в произведениях С. А. Есенина