Пушкин тема природы

У человека цивилизованного к природе особое отношение. С одной стороны, человек есть часть природы и никогда не забывает об этом. С другой – природа противостоит ему как нечто дикое, нецивилизованное.

Кроме того, природа всегда оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. Все это и заставляет писателей и поэтов обращаться к теме природы. При этом нетрудно заметить, что в русской класси­ческой литературе природа всегда воспринималась как безус­ловная ценность – эстетическая и нравственная.

Первыми о природе заговорили сентименталисты и роман­тики – Карамзин, Радищев, Жуковский, Батюшков и другие. Это был период, когда в литературе преобладало в основном эстетическое любование природой, однако уже в это время природа противопоставлялась человеческому обществу как не­что гармоническое и светлое. В природе русские поэты конца XVIII – начала XIX века видели начало освежающее и облаго­раживающее, навевающее на человека возвышенные мысли о собственной жизни, мудрости Творца, о покое и свободе. Именно эта последняя традиция была воспринята и Пушки­ным, для которого природа прежде всего естественное обита­лище поэта, творца, бегущего от мирской суеты “на берега пус­тынных волн, / В широкошумные дубровы”.

Но Пушкин пошел дальше в понимании и изображении природы. Во-первых, в его произведениях мы едва ли не впервые встречаемся не с услов­ным, а предельно конкретным и чисто русским пейзажем – в стихотворениях “Зимняя дорога”, “Зимнее утро”, “Осень” и других. Написав в молодости немало прекрасных страниц о природе романтической, экзотической, южной, зрелый Пушкин все более тяготеет к пейзажам типично русским. Во-вторых, в противопоставлении общества и природы последняя отчетливо приобретает у Пушкина характер символа свободы, что осо­бенно ясно видно в обращении его к образу моря.

И в-третьих, в романе “Евгений Онегин” Пушкин впервые реалистически исследовал воздействие природы на становление характера че­ловека. Его Татьяна, например, зависит от русской природы в сильнейшей степени. Народность ее характера, которую отме­чали все критики, начиная от Белинского и Достоевского, в значительной степени обусловлена именно тем, что Татьяна росла среди русской природы и попала под воздействие ее скромного очарования: “Она любила на балконе / Предупреж­дать зари восход…” Не случайно национальные черты характе­ра поставлены Пушкиным в прямую связь с природными явле­ниями: “Татьяна, (русская душою, / сама не зная почему) / С ее холодною красою / Любила русскую зиму”.

Именно благодаря общению с природой Татьяна усвоила ту естественность, кото­рая не изменяет ей и в светском обществе (“Все тихо, просто было в ней”). Противоположностью Татьяне является Онегин, с его холодною душой, абсолютно равнодушный к природе. Это и понятно: Онегин – дитя города, цивилизации.

С Пушкиным в русскую романистику входит тема города и деревни, цивили­зации и природы, которая будет затем продолжена многими пи­сателями.



Пушкин тема природы