Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета “Заря прощается с землею…”



Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наи­высшим достижениям русской поэтической культуры девят­надцатого века.

Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как слу­жение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достиже­нию этой цели.

Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и до Фета. В чем было своеобразие его разработки этих вечных по существу тем? Своеобразие лирики Фета заключалось в том, что его поэтические

открытия стали своего рода мостиком, переброшенным от русской классики девятнадцатого столетия к поэзии серебряного века.

Фет обогатил русский стих новы­ми ритмами, певучими интонациями, необычными приемами построения строф. А в области содержания его стихи отлича-

ются стремлением передать неуловимые оттенки и изменения состояний природы и человеческих чувств.

Для Фета природа, как и любовь, – это средоточие красо­ты. И эту красоту поэт, во-первых, стремится воплотить в своих строках, а во-вторых, одухотворить ее.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало… –

утверждает он и призывает: “Учись у них – у дуба, у березы…”. Для передачи тончайших оттенков красоты поэту иной раз не хватает необходимых слов. В этом случае проводником лири­ческого настроения становится сама мелодия стиха, его музы­кальность, очень характерная для Фета.

Он выразил это свой­ство своей поэзии такой формулой: “Что не выскажешь слова­ми, звуком на душу навей”.

Фетовское понимание красоты определяется термином “стройность”. Это слово можно считать синонимом “гармо­нии”. Идею “стройности” поэт переносит и на нравственное воспитание человека.

Фет считал, что “стройность” жизнен­ного поведения человека возникает только тогда, когда он до­рожит честью и национальной культурой. Несомненный пат­риотизм Фета проявлялся в тех картинах русской природы, которые так гармоничны и порою в маленькой лирической зарисовке выражают заветные чувства поэта.

В антологию лирической поэзии, посвященной русской природе, вошли множество стихотворений Фета, знакомых нам с детских лет. Это такие произведения, как “Я пришел к тебе с приветом…”, “Ласточки пропали…”, “Ель рукавом мне тропинку завесила…”, “Зреет рожь над жаркой нивой…”, и многие другие.

Все перечисленные выше качества поэзии Фета можно обнаружить и в стихотворении “Заря прощается с землею…”. В нем изображена картина заката, которую, вероятно, многим приходилось видеть:

Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Уже в первом четверостишии поэт использует прием кон­траста. Лес покрыт мглою, но вершины деревьев еще ярко ос­вещены. В следующей строфе эти вершины названы словом “венец”:

Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

Далее, с усилением наступающей тьмы, картина, которую видит поэт, становится все более загадочной:

И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!

И в заключительном четверостишии начальный зритель­ный контраст дает поэту повод для философского вывода:

Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, –

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Главным образом стихотворения оказываются одухотво­ренные деревья. Фет подчеркивает основу их жизненного бы­тия: укорененность в родной земле и – одновременно – по­стоянное и неуклонное стремление к небу. И этот образ стано­вится для Фета моделью человеческого бытия, в котором, по мнению поэта, каждый должен стремиться к гармонии между

своими земными интересами и жизнью духа, отдавая предпоч­тение, безусловно, последней.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета “Заря прощается с землею…”