Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета “Заря прощается с землею…”
Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наивысшим достижениям русской поэтической культуры девятнадцатого века.
Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как служение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достижению этой цели.
Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и до Фета. В чем было своеобразие его разработки этих вечных по существу тем? Своеобразие лирики Фета заключалось в том, что его поэтические
Фет обогатил русский стих новыми ритмами, певучими интонациями, необычными приемами построения строф. А в области содержания его стихи отлича-
ются стремлением передать неуловимые оттенки и изменения состояний природы и человеческих чувств.
Для Фета природа, как и любовь, – это средоточие красоты. И эту красоту поэт, во-первых, стремится воплотить в своих строках, а во-вторых, одухотворить ее.
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало… –
утверждает он и призывает: “Учись у них – у дуба, у березы…”. Для передачи тончайших оттенков красоты поэту иной раз не хватает необходимых слов. В этом случае проводником лирического настроения становится сама мелодия стиха, его музыкальность, очень характерная для Фета.
Он выразил это свойство своей поэзии такой формулой: “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”.
Фетовское понимание красоты определяется термином “стройность”. Это слово можно считать синонимом “гармонии”. Идею “стройности” поэт переносит и на нравственное воспитание человека.
Фет считал, что “стройность” жизненного поведения человека возникает только тогда, когда он дорожит честью и национальной культурой. Несомненный патриотизм Фета проявлялся в тех картинах русской природы, которые так гармоничны и порою в маленькой лирической зарисовке выражают заветные чувства поэта.
В антологию лирической поэзии, посвященной русской природе, вошли множество стихотворений Фета, знакомых нам с детских лет. Это такие произведения, как “Я пришел к тебе с приветом…”, “Ласточки пропали…”, “Ель рукавом мне тропинку завесила…”, “Зреет рожь над жаркой нивой…”, и многие другие.
Все перечисленные выше качества поэзии Фета можно обнаружить и в стихотворении “Заря прощается с землею…”. В нем изображена картина заката, которую, вероятно, многим приходилось видеть:
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Уже в первом четверостишии поэт использует прием контраста. Лес покрыт мглою, но вершины деревьев еще ярко освещены. В следующей строфе эти вершины названы словом “венец”:
Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!
Далее, с усилением наступающей тьмы, картина, которую видит поэт, становится все более загадочной:
И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!
И в заключительном четверостишии начальный зрительный контраст дает поэту повод для философского вывода:
Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Главным образом стихотворения оказываются одухотворенные деревья. Фет подчеркивает основу их жизненного бытия: укорененность в родной земле и – одновременно – постоянное и неуклонное стремление к небу. И этот образ становится для Фета моделью человеческого бытия, в котором, по мнению поэта, каждый должен стремиться к гармонии между
своими земными интересами и жизнью духа, отдавая предпочтение, безусловно, последней.