Творческие противоречия в творчестве Карамзина
Положительные тенденции сентиментальной прозы нашли выражение и в тех прозаических произведениях автора “Бедной Лизы”, которые он помещал в “Вестнике Европы”. Значительный историко-литературный интерес представляет неоконченный роман “Рыцарь нашего времени”, над которым Н. М. Карамзин работал в 1799-1803 гг. Автор поставил своей задачей изобразить характер современного молодого человека, героя времени. Это была первая в русской литературе попытка разработать тему, которая в дальнейшем будет привлекать внимание многих писателей
Карамзин стремится показать, как складывался характер его героя, испытавшего “раннюю склонность к меланхолии”. С этой целью он обстоятельно описывает детство героя, окружающую его среду, бытовые условия, воспитание и образование. Многое здесь изображено более жизненно, чем в ранних повестях Карамзина, в частности в “Евгении и Юлии” (1789), повести из дворянской жизни.
Но еще более интересен этот роман как литературный замысел. Ход повествования все время прерывается замечаниями и суждениями автора по вопросам поэтики и
Он признает за собой право идти “с пером” по следам жизни и мотивировать свое изложение единственным доводом: “Так было точно!” Опасаясь, что простое описание ничем особенным не примечательного детства Леона может вызвать упрек в бесплодности авторского воображения, Карамзин уверяет читателей, что он “мог бы набрать довольно цветов для украшения этой главы”, мог бы “многое придумать”, и дает примерное изложение темы в старой, слащаво-патетической, перифрастической манере. “Тут есть и живопись, и антитезы, и приятная игра слов”,- замечает Карамзин. Но он не хочет писать в шаблонном стиле сентиментализма, и для его романа характерны такие, например, строки о Леоне, читавшем книгу под старым дубом: “Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона. “Погоди”,- отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик.
Старик непременно хотел идти домой. Леон завернул книгу в платок, встал и посмотрел на бурное небо. Гроза усиливалась: он любовался блеском молнии и тихо шел, без всякого страха”.
И явление природы, и поведение человека здесь описываются с необычной для сентиментальной прозы простотой. Этот неоконченный роман явился своеобразным откликом писателя-сентименталиста на начавшийся процесс постепенного формирования русского реализма. Но идейные предпосылки творчества Карамзина не могли открыть перед ним подлинных путей к реализму.
Творческие противоречия нашли выражение и в другом произведении Карамзина – “Чувствительный и холодный. (Два характера)” (1803). Писатель детально описывает два различных типа своих современников, прослеживая их жизненную судьбу. Как один из ранних опытов психологической характеристики очерк Карамзина был заметным явлением в истории литературы.
Однако и эта попытка создать типические характеры ослабляется предпосылкой, из которой исходит психолог-сентименталист: человек от природы обладает определенным и неизменным характером, воспитание и обстоятельства жизни могут только помочь его дальнейшему развитию.
Поиски нового заметны и в исторической повести Карамзина “Марфа Посадница, или Покорение Новгорода” (1803). Здесь чувствуется стремление глубже, чем это было в ранней повести “Наталья, боярская дочь” (1792), погрузиться в историю. Отсюда новая форма повествования: автор называет себя издателем, публикующим, с необходимыми исправлениями слога, старинный манускрипт.
Однако еще в пору своего возникновения сентиментализм обнаружил не только сильные, но и слабые стороны. Это было связано с его общественно-политической ограниченностью. Карамзин, называвший себя республиканцем, в душе оставался сторонником просвещенной монархии, а в крестьянском вопросе ограничивался проповедью гуманного отношения к крепостным.
Развитие общественной борьбы укрепило писателя на позициях консерватизма. Большую роль в этой эволюции Карамзина и всего сентиментализма сыграла Великая французская революция (1789-1794), напугавшая русских дворян-помещиков и освежившая в их памяти недавнюю “пугачевщину”. В сентиментализме усиливаются антипросветительские тенденции.
Ограничившись в свое время признанием морального равенства крестьянки Лизы и дворянина Эраста, Карамзин и теперь, в новый период общественного развития страны, признает социальное неравенство естественным, закономерным явлением. Он стремится внушить читателям мысль, что сословно-имущественные различия не являются препятствием на пути к счастью людей, ибо истинное счастье и действительное благополучие зависят якобы только от морального состояния человека. Этой “утешительной” философией проникнуты все произведения Карамзина.