Конспект урока на тему “Русский космизм”



Конспект урока на тему “Русский космизм”

Завершивший второе тысячелетие новой эры XX век останется в истории человечества как век непримиримых противоречий: с одной стороны, ознаменованный грандиозными научно-техническими достижениями, с другой – трагическим разрушением самих основ существования человеческого общества, его физического и нравственного здоровья, его морали и традиционной народной культуры, исторически сложившегося образа жизни людей. Социальные потрясения сопровождаются глобальным и опасным, не только для человека, но и для всего живого на Земле, загрязнением окружающей среды и хищническим уничтожением природных ресурсов. Однако, задумываясь о нарастающих превратностях XXI столетия, мало кто придает им характер закономерной тенденции. А тенденция эта именно закономерна.

Она есть следствие духовного, экологического и экономического кризиса, поразившего современный мир. Крах технократической цивилизации становится все более очевидным в силу того, что цель этой цивилизации состояла, и все еще состоит, в увеличении потребления материальных

благ. Есть ли будущее у человечества во многом зависит от того, сможет ли оно отказаться от тех ценностей, которые ведут к межличностному разобщению и нарастанию личной безответственности, к отчуждению человека от общества и от природы, к криминализации многих сторон человеческой деятельности и усилению нигилистических и аморальных тенденций в общественной жизни.

Сможет ли современная цивилизация выработать новые ценностные установки, объединяющие общество и формирующие глобальное мировоззрение, найти новые духовно-нравственные основания, которые обеспечат устойчивое развитие не только живущих в данное время людей, но и будущих поколений.

В последней четверти XX века сформировалось качественно новое единство мира – новая “глобальная реальность”, характеризуемая созданием единого экономического и информационного пространства, доступностью любых ресурсов для человеческой деятельности, а также взаимосвязанностью и взаимозависимостью протекающих в мире процессов. Однако интересы государств нередко противоположны, и возможности пользования “плодами” глобализации не у всех одинаковы. Это приводит к нарастанию диспропорций в экономическом, демографическом, культурном, образовательном, научно-техническом и ином развитии различных регионов.

Именно это указывает на необходимость и важность поиска нового мировоззрения, обеспечивающего целостное восприятие основных проблем и противоречий, переживаемых современным обществом.

Для выработки нового пути дальнейшего движения человечества чрезвычайный интерес представляет обращение к духовному, нравственному, научному авторитету русского космизма, установившему закономерности космопланетарного развития и обратившему внимание на непрерывное усложнение антропо-социо-природной системы. Возрастающий с каждым годом интерес к наследию русских космистов вызван, с одной стороны, их философскими исканиями исторической “правды” и стремлением к созданию богочеловеческого общества на земле, с другой стороны – широким научным охватом тенденций эволюционного развития, исторических перспектив человеческой цивилизации в масштабах Космоса. Такая многоплановая направленность обусловила выделение в космизме двух одинаково сильных и взаимодополняющих направлений – религиозного и научноориентированного.

Проблема человека является основной для обоих направлений, что традиционно для русской философии вообще. Отсюда и основной вопрос, поставленный космистами: сможет ли человек, ощутив себя частью мироздания, преобразовать собственную природу, внешний мир, достигнуть физического и нравственного совершенства и даже обрести бессмертие? Способно ли человечество создать уникальное социальное устройство, в котором духовные и нравственные идеалы будут иметь определяющее значение и где природа и Космос станут его жизненно-важной, неотторжимой частью?

Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ-ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), естественно-научные (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), поэтически – художественные (Н.

К. Рерих, В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса. Для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практически-деятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:
А) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития; б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего – земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский). в) естественно-научные: не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве, а также значительно продвинуться в биофизике и биокосмике.

Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается отцом русского космизма. По сути, вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи – победы над смертью, воскрешение мертвых.

По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем он полагал, что надо вернуть жизнь и предшествующим поколениям. Он считал, что надо установить господство над природой и тогда человечество будет в состоянии победить и смерть. Человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится богом.

Несмотря на то, что Федоров был глубоко религиозным человеком, а считал, что воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть самого человека. Наука должна не только воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству, но она должна обеспечить его необходимым местом для нормального существования. И Федоров считает, нужно переселить людей на другие планеты, а задача науки – помочь людям овладеть космосом. Федоров предлагает освоить электромагнитную энергию земного шара, что позволит регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полетов в космос.

Космизм Федорова оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых – естествоиспытателей, как Циолковский, Чижевский, Вернадский.

Основанием своей “естественной философии” К. Циолковский считал “познание Вселенной”, а также “отречение от рутины, которую дает современная наука”. Как подчеркивал сам ученый “наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии”. Циолковский разрабатывал собственную “космическую философию”. Жизнь, по Циолковски, вечна: “мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом”.

Циолковский полагает, что жизнь и разум на Земле не являются единственным во вселенной, так как она безгранична. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолковский видит это следующим образом: космическое пространство, не имеющее границ, населено разумными существами различного уровня развития. Планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах, избавлять их население от мук развития. Нравственная космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса, сделать это они могут покинув Землю и выйдя в Космос.

Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты. Суть его космической философии “в переселении с земли и в заселении Космоса”. Поэтому изобретение ракеты было не самоцелью, а “только методом проникновения в глубины Космоса”.

Выдающийся ученый – естествоиспытатель Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) – был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии на земные процессы. Он на богатом фактическом материале доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от Пульса Космоса. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и социальные.

Войны, бунты, революции во многом определяются поведением нашего светила.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский естествоиспытатель и мыслитель. По новому подошел и развил понятие “биосфера” и “ноосфера”. Биосфера, по Вернадскому, земная оболочка, охваченная биологической жизнью. С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу.

Согласно Вернадскому, человечество овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям и поэтому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в Космос и проникновение в глубины планеты. Эти идеи – преемственности поколений людей, бережного отношения человека к природе; значимости достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности выхода человека в Космос; нравственной ответственности при использовании достижений научно-технического прогресса дали начало практическому освоению космоса.

Не так давно, началось освоение космоса. Разумеется, вклад каждого из государств в освоение космоса далеко не одинаков и зависит от уровня развития экономики, науки и культуры. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года запуском первого искусственного спутника Земли в Советском Союзе.

Началом пилотируемой космонавтики стал полет советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Выдающееся свершение в области космонавтики – высадка человека на Луну 21 июля 1969 года: американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: – “Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества”. Первые годы развития космонавтики характеризовались не сотрудничеством, а острой конкуренцией между государствами.

Международное сотрудничество стало интенсивно развиваться только в последние десятилетия, в первую очередь, благодаря совместному строительству Международной космической станции и исследованиям, проводимым на ее борту. Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства. Активно развивается космический туризм.

Пилотируемая космонавтика вновь собирается вернуться на Луну и обратила свой взор к далекому Марсу.

Космонавтика нужна науке – она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология – это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди – электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне.

И многое – многое другое. Много изменений произошло в нашей стране. Распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств. В одночасье оказалась неопределенной и судьба советской космонавтики.

Но надо верить в торжество здравого смысла. Наши достижения в космосе не будут преданы забвению и получат дальнейшее развитие в новых идеях. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока на тему “Русский космизм”