Русский сентиментализм, как направление в литературе

Русский сентиментализм прошел в своем развитии четыре этапа, которые объединяет использование писателями-сентименталистами одного и того же творческого метода, а разделяет разная степень его глубины и совершенства. При этом наблюдается следующая закономерность: от первого этапа к третьему творческий метод обогащается, на четвертом – оскудевает.

Границы первого этапа с 1760 по 1775 г. В 1760 г. появляется журнал “Полезное увеселение”, сплотивший вокруг себя молодых поэтов-сентименталистов – А. А. Ржевского, С. Г. Домашнею, В. Д. Санковского,

Л. В. Нарышкина и некоторых других, Во главе этой группы стоял М. М. Херасков. Продолжением “Полезного увеселения” (1760 -1762) были журналы “Свободные часы” (1763), “Невинное упражнение” (1763) и “Доброе намерение” (1764). Прозаические произведения этого периода представлены романом Ф. А. Эмина “Письма Эрнеста и Доравры”, “Дневником одной недели” А. Н. Радищева и “Утренниками влюбленного” В. А. Левшина; драматические – “слезными” пьесами М. М. Хераскова, В..

И. Лукина.

Сентиментально-просветительский творческий метод еще не раскрывает в этот период всех своих возможностей.

Авторов пока интересует только любовная, дружеская и семейная проблематика. Критическое острие сентиментального метода направлено лишь против светской жизни и неправосудия. Крестьяне, хотя и вызывают сочувствие, ко не выступают главными героями произведений и чаще всего являются лишь объектом сострадательного отношения к себе в репликах идеальных дворян.

Это период зарождения русского сентиментализма. Поэтому авторы часто заимствуют жанры у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия) или используют готовые европейские образцы (“Новая Элоиза” Руссо, “Мот, или Добродетельная обманщица” Детуша, “Неимущие” Мерсье).

Второй этап русского сентиментализма начинается с 1776 и продолжается до 1789 г. В 1776 г. Н. П. Николе-вым была написана сентиментальная комическая опера “Розана и Любим”, положившая начало ряду однотипных произведений. Именно в этом жанре прежде всего осуществляется дальнейшее углубление творческого метода писателей-сентименталистов. В своих лучших образцах сентиментальная комическая опера обращается к социальным противоречиям крепостнической России.

В основе конфликта таких пьес – факты помещичьего произвола над добродетельными, “чувствительными” крестьянами, которые впервые выступают как главные герои, превосходящие по духовному развитию своих обидчиков.

Четвертый и последний период (1797-1811) – время постепенного упадка русского сентиментализма, вызванное ослаблением просветительского движения XVIII в. под влиянием русской и европейской реакции. Недавнюю славу сентиментализма поддерживают только Карамзин своими повестями в “Вестнике Европы” и молодой Жуковский. Но Карамзин с 1803 г. отходит от художественной литературы и начинает работу над “Историей государства Российского”.

Для творчества же большинства сентименталистов характерно эпигонское повторение. Этот период заканчивается Отечественной войной 1812 г., которая вызвала в России новый общественный подъем, благотворно отозвавшийся в новом Литературном направлении – романтизме.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Русский сентиментализм, как направление в литературе