Творческие особенности сентиментализма в лирике Карамзина

“Меланхолия. (Подражание Делилю)” (1800) – стало программным для сентименталистов. В нем описывается то состояние души, в котором человек может найти прибежище от бед и волнений, вызываемых противоречиями окружающей жизни. Это – меланхолия, особое душевное состояние, промежуточное между горем и радостью:

О Меланхолия! нежнейший перелив От скорби и тоски к утехам наслажденья! Веселья нет еще, и нет уже мученья; Отчаянье прошло… Но слезы осушив, Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь И матери своей, Печали, вид имеешь.

(middle, 1) -->

В этом состоянии человеку приятно уединение, сумерки, осень. Меланхолия – это “страсть нежных, кротких душ, судьбою угнетенных”, помогающая отвлечься от тревожных социальных вопросов. В послании “К Эмилии” (1802) Карамзин развивает излюбленный мотив поэзии сентименталистов: счастье не в богатстве или знатности а в семейных радостях и довольстве малым. В философско-политической оде “К Добродетели” (1802) он еще раз формулирует основной догмат сентиментализма:

В оковах раб, в венце владетель Равно здесь счастливы тобой, – обращается

поэт к Добродетели.

Счастье человека зависит не от его общественного положения, а от его морального состояния. В духе своего “Послания к Дмитриеву” (1794) Карамзин пытается в личной добродетели найти спасение от общественного зла. Но жизнь заставляла поэта-сентименталиста покидать свое уединение и вторгаться поэтическим словом в политику.

В 1801 г. отдельными брошюрами вышли две оды Карамзина: на восшествие на престол и на коронацию Александра I. Создатель и пропагандист интимной лирики выступает здесь политическим поэтом, излагающим свою программу и, подобно поэтам классицизма, поучающим царя. Обе оды полны точно сформулированных общественно-политических лозунгов, выражающих взгляды Карамзина. Указывая на крушение павловского деспотизма, Карамзин осуждает тиранию. Клио, муза истории, которая вершит полезный “народам” суд над прошлым, изрекает:

Тиранам страшен свиток мой, Монархам добрым он любезен. (“На торжественное коронование…”)

Проблема справедливого политического строя сводится к появлению на престоле мудрого и гуманного монарха. Задача такого правителя – дать народу “премудрые уставы”, “согласить” и “изъяснить” законы. Это условие свободы.

Карамзин – за свободу, но “мудрую”, не имеющую ничего общего с “необузданностью”. По-своему интерпретируя идею свободы, Карамзин не приемлет и другого лозунга буржуазно-демократической революции: равенство для него – “одна мечта”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творческие особенности сентиментализма в лирике Карамзина