Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители)

Классицизм – художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств, а в некоторых странах сохранял свои позиции вплоть до начала ХIХ ст. Однако формирование классицизма началось еще в XVI ст. Гуманисты эпохи Возрождения отвергли принципы средневековой драмы и поставили перед собой цель возродить традиции античного искусства. Становлению классицизма как литературного направления оказывало содействие формирование сильных монархических государств.

В искусстве многих стран классицизм стал первым направлением, которое официально признала власть. Идея национального единства в политике монархов отвечала задачам, которые ставили перед собой классицисты.

Поэтому цари и короли охотно приближали к себе писателей, а те прославляли их в своих произведениях, провозглашая необходимость общественного служения государственным интересам. Принципы государственности и дисциплины, которые утверждались в эпоху абсолютизма, повлияли и на регламентацию в искусстве. Произведения приобрели большую четкость и уравновешенность, согласно общепризнанным канонам. Кроме того, формирование нации нуждалось и в упорядочении языка, создании общенациональных языков.

В некоторых странах существовали большие расхождения между устным и письменным языками. Классицисты решают эту задачу, выдвигая новые языковые нормы, упорядочивая элементы языка согласно иерархии стилей и жанров.

Классицисты провозгласили античную литературу идеальной, классической, достойной наследования. Это художественное направление проявилось сперва как теория и практика наследования античного искусства, но со временем, захваченные примером античных мастеров, классицисты стремились сами устанавливать образцовые каноны искусства.

Философская основа классицизма – рационализм. Согласно представлениям рационалистов, опыт, практика, чувства не имеют ни единого значения, главное – это деятельность ума, который является критерием оценки всего. Рационалисты утверждали веру в ум, приоритет умственной деятельности человека над другими проявлениями его натуры.

Самое последовательное и обоснованное изложение теория классицизма нашла в трактате Н. Буало “Поэтическое искусство” (1674), написанном в то время, когда литературный классицизм во Франции уже сформировался. Буало определил четкие рамки каждого жанра, узаконил жанровую специфику. Он поделил жанры литературы по темам и особенностям стиля. Оде принадлежало быть величавой и воспевать выдающихся лиц.

Поэма должна была изображать выдающиеся исторические события и подвиги героев. Трагедия, как правило, была ареной борьбы обязанности и чувств персонажей. Эпиграмма, басня, комедия приближались к будничной жизни людей, используя живые, разговорные элементы. Однако и в них необходимо было сохранять стройную композицию и логику развития характеров.

В драматургии Буало выдвинул правило трех единств (места, действия, времени).

С точки зрения теоретика классицизма, ум – это истина и красота, которые представляют высочайший идеал искусства. В понятие “ум” Буало вкладывал абсолютный, универсальный, утонченный художественный вкус, произведенный в эпоху античности и, по его мнению, утраченный в Средневековье. Теперь (т. е. во времена Буало) художественный вкус стал достоянием культурных слоев населения. Отсюда ориентация классицизма на “аристократизм духа”, интеллектуализацию искусства.

По словам Буало, высший художественный вкус достигается сугубо умозрительными путями. Теоретик классицизма считал, что античные мастера создавали свои шедевры, следуя определенным правилам, итак, нужно воспользоваться этими правилами. Из этого вытекают четкая регламентация классицизма, требование соблюдать в литературном творчестве упроченные каноны.

Какие же характерные особенности произведений классицизма? Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, и это побуждало их подражать традициям художников античности. Они утверждали, что если в одни времена создаются образцы прекрасного, то задача художников более позднего времени – приблизиться к таким образцам.

Отсюда – установление общих правил художественного творчества.

В литературе прослеживается четкое распределение на определенные жанры: высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма), средние (научные произведения, элегии, сатиры), низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы). Темы для произведений высоких жанров – события общенационального и исторического значения, в которых принимали участие цари, выдающиеся деятели, придворные и др. Писали эти произведения величавым, торжественным языком.

Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие недостатки, социальные пороки. В произведениях этих жанров действовали представители средних и низших классов, язык приближался к разговорному. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, разоблачались недостатки общества и человеческих характеров.

Классицисты считали, что античные мастера создавали по законам ума. Писателям нового времени тоже нужно придерживаться этих законов. Отсюда походит почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, правило трех единств в драматургии и т. п.).

Все это накладывает на произведения классицистов отражение холодного бесстрастия и чрезмерной логичности.

Драматические произведения (трагедия, комедия) подчиняются правилу трех единств – времени, места, действия. Пьеса показывала события, которые происходили на протяжении одного дня и в одном месте.

Для классицизма вообще характерны аристократизм, ориентирование на требования и вкусы высших слоев общества, хотя некоторые представители классицизма (например Мольер) нарушали это правило.

Вывод. Эстетичную ценность для классицистов представляло лишь вечное, неподвластное времени, в частности произведения античности. Наследуя древних авторов, классицисты сами создавали “вечные” образы, которые навсегда вошли в казну мировой литературы (Тартюф, Сид, Гораций, Федра, Андромаха, мещанин-шляхтич, скряга, недоросль и др.).

Классицистичные произведения стали торжеством гармонии, ума и порядка над хаосом и разногласиями бытия.

Опорные понятия: эстетичные критерии, правило трех единств, классификация и иерархия жанров.



Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители)