Утверждение реализма в русской литературе
Начальную дату изучаемого периода, 1825 год, можно назвать переломным годом. Это определяется возникновением реалистического направления, перед которым открывалось большое будущее. Но за это будущее основоположникам нового направления нужно было бороться.
Нужно было одержать победу над господствующим литературным направлением — романтизмом. Начинается борьба за утверждение реализма в русской литературе.
Исторические условия, сложившиеся после разгрома движения декабристов, выдвинули перед художественной литературой новые
Необходимо было в художественных образах раскрыть сущность тех социальных сил, на которых держался этот строй. С другой стороны, интерес передовых людей эпохи к исторической роли народных масс привлекал творческое внимание художников к теме народа. Перед прогрессивными писателями стало
На этот запрос времени русская литература ответила быстрым’ ростом реализма как художественного метода, наиболее пригодного для решения поставленных задач.
Обличительные задачи русского реализма способствовали развитию критических тенденций этого художественного метода, что наблюдается уже в творчестве А. С. Пушкина. В нашем литературоведении понятие «критический реализм» имеет различные значения. Иногда так называют реалистический метод досоциалистического искусства, чтобы отличить этот метод от реализма социалистического, В противоположность этому, слишком широкому, употреблению термина некоторые придают ему чрезмерно узкое значение, обозначая им только то реалистическое направление, в котором критическое начало определяет собой весь метод изображения действительности, как это было, например, в реалистических произведениях Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Более пра вильным следует признать то понимание интересующего нас термина, которое свободно от этих крайностей.
Если реализм прошел длительный процесс становления, который завершился в XIX в. образованием законченного, наиболее отвечающего жизненной правде, художественно совершенного реалистического метода, то именно реализм XIX в. и следует обозначать понятием реализма критического. Литература по своему художественному методу достигла в эту эпоху высшей ступени развития, доступной для досоциалистического искусства. Такое понимание критического реализма свойственно М. Горькому, глубоко раскрывшему это понятие.
Критический реализм не сводится к критике, к отрицанию изображаемой действительности. Критический реалист, исходя из своих идеалов, может искать и находить в действительности положительные явления, положительные характеры, может создавать положительные образы. Творчество Пушкина вполне соответствует такому пониманию критического реализма.
Великий поэт-реалист, уделяя основное внимание критической оценке изображаемой действительности, не отказывался от создания положительных образов.
Те же в основном задачи реального изображения и критической оценки современности и современников по-своему решались в реалистическом творчестве Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова. Ближайшие преемники Пушкина, они усилили и развили критические начала, заложенные в реализме пушкинских произведений: Гоголь — начало социально-критическое, Лермонтов — социально-психологическое.
Русский реализм, утвердившись на основе более глубокого, чем это было у романтиков, постижения закономерностей развития действительности, по своей природе был выражением демократической идеологии, формирование которой протекает в период после 14 декабря 1825 г. Изображение русской действительности без прикрас, без идеализации отвечало интересам угнетенных классов. Русский реализм в целом явился одним из важнейших элементов той демократической культуры, которая складывалась в борьбе с культурой помещичьей и буржуазной. Но в период 1825-1842 гг. демократическая идеология в России не стала еще революционно-демократической.
Реалистическое творчество писателей в данный период развивается на общедемократической основе. Произведения, способствовавшие утверждению реализма в литературе, стали появляться в 30-е годы. Начало было положено пушкинскими «Повестями Белкина» (1830). Полемически направленные против живучих традиций сентиментальной и романтической прозы, эти повести были сознательным и последовательным утверждением художественных принципов реализма.
За ними последовали «Пиковая дама» (1834) и «Капитанская дочка» (1836). В 1835 г. появились реалистические повести Гоголя, напечатанные в его сборниках «Арабески» и «Миргород», а в 1836 г. был поставлен на сцене и напечатан «Ревизор».