Н. М. Карамзин: писатель и историограф. Сентиментализм. “Бедная Лиза”



Беседа: активизация знаний

Тему не объявляем и на доске не записываем. – Послушайте отрывок из произведения, вспомните его название и имя его автора.

Еще одно, последнее сказанье – И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем Господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро – А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.

А. С. Пушкин. “Борис Годунов”

Когда Пушкин писал это произведение? Кому он посвятил драму? Как вы думаете, почему?

Почему Пушкин говорил: “Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Коломбом”?

Камердинер одного из дворянских домов, не разобрав записи, объявил Н. М. Карамзина так: “Граф Истории”. Почему стала возможна такая ошибка? Кто его автор?

Какою должность занимал Карамзин?

Н. М. Карамзин занимал

дотоле неслыханную должность – он был первым русским историографом и за двадцать лет работы создал многотомный труд “История государства Российского”, буквально открывший для русских историю своей страны. Но создание “Истории государства Российского” начинается с 1804 года. К этому времени Карамзин уже знаменитость.

Что же принесло ему славу?

– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор?

Вспомните героев произведения и его сюжет.

“Лишь только первые лучи сего великолепного светила показывались из-за утреннего облака, изливая на тихую землю жидкое, неосязаемое золото, красавица наша пробуждалась, открывала черные глаза свои и, перекрестившись белою атласною, до нежного локтя обнаженною рукою, вставала, надевала на себя тонкое шелковое платье, камчатную телогрею и с распущенными темно-русыми волосами подходила к круглому окну высокого своего терема, чтобы взглянуть на прекрасную картину оживляемой натуры, – взглянуть на златоглавую Москву, с которой лучезарный день снимал туманный покров ночи и которая, подобно какой-нибудь огромной птице, пробужденной гласом утра, в веянии ветерка стряхивала с себя блестящую росу, – взглянуть на московские окрестности, на мрачную, густую, необозримую Марьину рощу, которая, как сизый, кудрявый дым, терялась от глаз в неизмеримом отдалении и где жили тогда все дикие звери севера, где страшный рев их заглушал мелодии птиц поющих”.

Повесть “Наталья, боярская дочь” Н. М. Карамзина. Герои повести: боярин Матвей, Наталья, его дочь, ее мамка,

Алексей Милославский. Время действия – царствование Алексея Михайловича.

Карамзина называют реформатором русского языка. Как вы думаете, почему?

Творчество Карамзина после возвращения из Европы ознаменовывает возникновение в России нового литературного направления – сентиментализма. Как вы понимаете термин Сентиментализм?

Ученики высказывают свои мнения. В учебнике 8 класса они знакомились с такой формулировкой:

“Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения”.

Важно показать историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. “Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?” – спрашивает своего героя Карамзин (“Бедная Лиза”).

Чувство было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.

Герои произведений сентименталистов – простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слезы, вздыхают, ахают – не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее – в сентиментализме герой приобретает индивидуальность.

Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера – так зарождается Психологизм.

Писатель-сентименталист создает в своем произведении особый образ – образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция – объективность. В сентиментализме писатель стремится высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье “Что нужно автору” Н. М. Карамзин писал:

“Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твое не обольется кро-вию, оставь перо, – или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей”.

Кому принадлежат слова: “Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала”?

Можно ли назвать “Путешествие из Петербурга в Москву” произведением русского сентиментализма? На произведение какого автора ориентировался Радищев?

(Лоренс Стерн, “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии”.)

Из статьи учебника “Сентиментализм” выпишем имена английских писателей Сэмюэла Ричардсона и Лоренса Стерна, представителя французского сентиментализма Жан-Жака Руссо. Выпишем основные черты российского сентиментализма: просветительские тенденции, совершенствование литературного языка, разговорные формы, просторечие.

III. “Бедная Лиза”

Чтобы пробудить у девятиклассников интерес к чтению повести H. M. Карамзина “Бедная Лиза”, поставим перед ними поисковую задачу.

Слово учителя

Осенью 1790 года двадцатичетырехлетний Н. М. Карамзин вернулся в Россию из Европы – в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках, с множеством французских, немецких и английских книг, а главное – с запасом идей. С 1791 года он начал издавать “Московский журнал”, затем – журнал “Вестник Европы”.

Н. М. Карамзин прославился в 25 лет, когда опубликовал свою повесть “Бедная Лиза”. Девушки и юноши читали и перечитывали ее, знали наизусть целые отрывки, ходили любоваться на пруд, о котором идет речь в этой повести. “Бедная Лиза” оказала влияние на несколько поколений русских читателей: она была непохожа на другие произведения русской литературы не только по языку, но и по содержанию.

– Закончив чтение этой повести, мы с вами постара Емся ответить на вопрос: что сделало “Бедную Лизу” одним

Из самых известных произведений литературы и обеспечи Ло ее популярность в течение нескольких десятилетий?

Выразительное чтение повести

Домашнее задание

Прочитать повесть “Бедная Лиза” до конца. Прочитать биографическую статью в учебнике о Н. М. Карамзине и статью “Сентиментализм” (с. 75-85 части 1 учебника).

Подготовить ответы на вопросы: что такое Сентиментализм? В чем особенности этого литературного направления?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Н. М. Карамзин: писатель и историограф. Сентиментализм. “Бедная Лиза”