“Бедная Лиза” Карамзина как сентименталистская повесть



В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его “Письма русского путешественника” и повести – образец сентиментализма.

Так, повесть “Бедная Лиза” (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее, писатель отошел от некоторых канонов сентиментализма европейского.
В произведениях классицизма были достойны изображения цари, вельможи, полководцы, то есть люди, выполнявшие важную государственную миссию. Сентиментализм же проповедовал ценность отдельной личности, пусть даже незначительной в государственных масштабах. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, рано оставшуюся без отца-кормильца и живущую с матерью в хижине.

По-мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, “ибо

и крестьянки любить умеют”.
У писателя-сентименталиста не было цели точно отображать действительность. Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать все реалистично.

Его цель – пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.
Уже современники отмечали новизну героя “Бедной Лизы” – Эраста. В 1790-е годы соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, погубивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался злодеем. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманывает девушку.

Сначала он питает искренние нежные чувства к наивной поселянке. Не задумываясь о будущем, он полагает, что не причинит зла Лизе, будет всегда рядом с ней, как брат с сестрой, и они будут счастливы вместе.
Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев “освободилась” от большого количества старославянизмов, стала более простой, близкой к разговорной. В то же время стала насыщенной красивыми эпитетами, риторическим оборотами, восклицаниями.

Речь Лизы и ее матери витиеватая, философичная (“Ах, Лиза! – говорила она. – Как все хорошо у господа бога!.. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!”; “”Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся”. – “Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее!

Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!”).
Цель такого языка – воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи повествователя “Бедной Лизы” мы слышим изобилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: “Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!”; “Прекрасная бедная Лиза с старушкою своей”; “Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: “Прости, Лиза!” Какая трогательная картина!”
Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы.

В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, “естественный” человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин попытался оспорить точку зрения западных мыслителей.
“Бедная Лиза” начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. “Натура”, то есть природа, вслед за рассказчиком пристально “наблюдает” за историей любви Лизы и Эраста.

Но она остается глуха и слепа к переживаниям героини.
Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: “ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения”. Даже напротив – “мрак вечера питал желания”. Непонятное происходит с душой Лизы: “Мне показалось, что я умираю, что душа моя… Нет, не умею сказать этого!”.

Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдает душу Эрасту. Гроза разражается лишь после – “казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности”. Лиза пугается грома, “как преступница”.

Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее.
В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: “Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся натура пребывала в молчании”. “Молчание” натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчеркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает ее от разочарования.
Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развивал в своих произведениях главную мысль: просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Бедная Лиза” Карамзина как сентименталистская повесть